Как писать сочинение?

В 2014 году Министерство образования вернуло в школы итоговое сочинение. Это стало шоком для школьников и учителей, но порадовало общественность, жалующуюся на неумение молодежи выражать связно свои мысли. Учителя, натаскивающие подопечных на ЕГЭ, спешно объясняли, как писать сочинение, школьники, отвыкшие от самостоятельного творчества, штудировали сборники старых работ. Что из этого получилось – пока не ясно, но понятно, что учиться писать придется всем.

Ничего сложного в написании сочинения нет, главное – выбрать тему, которая близка и интересна, ну или хотя бы знакома. Как мы видели в этом году, было предложено подумать либо о литературных произведениях из школьной программы, либо об общечеловеческих ценностях. Каждый мог выбрать что ему больше нравится. Сочинение предполагает письменное размышление, изложение собственного мнения о предмете, основанного на знаниях, личном анализе, собственном опыте и эмоциях.

Когда тема хорошо знакома, человек может говорить о ней долго. Вот эти долгие разговоры и надо перенести на бумагу (или в текстовый редактор). Что вы думаете о глобальном потеплении? Считаете ли Болконского любимым героем Толстого? Как вы провели летние каникулы? У молодых людей на плечах не пустые горшки, а головы, в которых кипят мысли и варятся мнения. Эти мнения могут не совпадать с изложенными в учебниках или продиктованными учителем у доски, но они имеют право на существование. Если, конечно, в их поддержку имеются аргументы.

как писать сочинение

Хотя сочинение не требует плана и разбиения на главы, держать в голове хотя бы приблизительную схему повествования необходимо. Иначе можно начать с образа Наташи Ростовой и закончить акционистскими выступлениями дам из группы “Femen” – фантазия и не до такого может довести. Чтобы оставаться в рамках темы, набросайте для себя план: допустим, сначала кратко сообщить о характере и биографии персонажа, затем дать собственную оценку его поведению, подкрепляя ее описаниями эпизодов, потом привести мнение автора произведения, высказанное им в дневниках или письмах, а в заключение провести параллели между вымышленным образом и современностью.

В сочинении можно и нужно использовать цитаты и афоризмы со ссылкой на автора. Изящество тексту придает эпиграф, подобранный точно в тему, только цитата для него должна быть краткой и относиться к объекту, а не к автору. Желательно избегать пространных и заезженных фраз, ставших “крылатыми”, и ни в коем случае не ставить эпиграфом фразеологизмы: “а воз и ныне там” за подписью Крылова категорически не подходит, даже если вы намерены рассуждать о бессилии реформ образования.

Каких-либо указаний, как правильно писать сочинение, быть не может. Может быть задан минимальный и максимальный объем или приблизительное количество слов, но в остальном оставлен простор для творчества. Однако можно говорить о том, чего в сочинении человека современного, образованного и владеющего русским языком быть не должно совсем (или, в крайнем случае, встречаться редко).

Итак, из хорошего сочинения должны быть исключены:

  • примитивные лексические конструкции, простые нераспространенные предложения, кроме случаев их адекватного применения для интонационного подчеркивания содержания;
  • необоснованные повторы слов и словосочетаний в пределах минимум двух абзацев – в русском языке много синонимов;
  • избыточно распространенные предложения, полностью составляющие абзац и включающие в себя полный набор знаков препинания;
  • огромные абзацы, включающие в себя более семи предложений;
  • дублирование или пересказ уже изложенного ранее;
  • алогичная аргументация;
  • фривольности и специфический юмор;
  • ссылки на сомнительные источники вроде бульварной прессы и сплетен;
  • просторечия и сленг, кроме случаев применения подобных выражений в прямой речи или цитатах;
  • канцеляриты;
  • прилагательное “данный” по отношению к человеку, предмету, явлению;
  • избыточные витиеватые определения, поэтические эпитеты и метафоры;
  • лишние знаки препинания, призванные подчеркнуть эмоциональный накал;
  • смайлики;
  • стилистические, орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки.