Как переключать скорости на машине?

Характеристика двигателя предусматривает, что от оборотов коленвала зависит выдаваемый им крутящий момент. Правильно его подобрать в соответствии с дорожной ситуацией и нагрузкой позволяет коробка передач. Осуществляется это соединением различных пар шестеренок, отличающихся передаточным отношением. Смена шестерней, находящихся в зацеплении (изменение крутящего момента в соответствии с условиями движения), и является одной из основных задач водителя. Так как переключать скорости на машине, чтобы не повредить КПП и при этом двигаться в оптимальном режиме?

Содержание статьи

О коробках передач и переключении скоростей

Сейчас автомобили комплектуются автоматической или механической КПП. Они обе обеспечивают движение ТС в соответствии с возникающими нагрузками и желаниями водителя, но управление ими (переключение передач) выполняется по-разному.

к содержанию ↑

Как это происходит в АКПП

В такой коробке все операции по смене передач во время движения осуществляются без участия водителя. Ему достаточно только тронуться с места, все остальное автоматика сделает самостоятельно. Водителю остается управлять движением (вперед, назад и т. д.) с использованием рукоятки селектора выбора режима, а как правильно переключать скорости на машине – определит автоматика.

Самое главное – выставить ручку управления АКПП в нужное положение. При остановке на светофоре – на нейтраль N, при парковке – P, при движении – D. Каждому присущи свои характерные особенности. Но их обсуждение – другая тема, надо только помнить, что для изменения скоростей на машине с АКПП необходимо установить нужное положение рычага.

к содержанию ↑

Работа с МКПП при смене скоростей

В данном случае ситуация совсем другая, здесь уже водителю приходится самостоятельно выбирать передачи и включать нужную. Самое главное – не забывать своевременно выжимать и отпускать сцепление и управлять газом. При этом возможно возникновение нескольких ситуаций, в каждой из которых необходимо по-своему работать со сцеплением и КПП. Как переключать скорости на механике в таких случаях, рассмотрим ниже.

к содержанию ↑

Смена передач на МКПП с синхронизаторами

Каждому положению ручки переключения передач (РПП) соответствуют определенные шестерни, находящиеся в зацеплении.

Обычно порядок и расположение передач гравируют непосредственно на рычаге, пример этого приведен на фото:

На исправном автомобиле с современной КПП переключение скоростей производится следующим образом: выжимается сцепление и одновременно нога снимается с педали газа. РПП включает нужную скорость, после чего сцепление плавно возвращается в исходное положение. При определении момента схватывания можно немного увеличить обороты двигателя. Теперь надо полностью отпустить сцепление, смена скорости выполнена.

Подобный порядок действий используется при изменении передач как снизу вверх, так и сверху вниз. Плавность и бесшумность обеспечивают синхронизаторы, расположенные в коробке. Как осуществляется весь процесс, показано на видео:

к содержанию ↑

Смена передач на МКПП при отсутствии синхронизаторов

Хотя ими оснащены все современные коробки, вполне можно столкнуться с автомобилями, в которых подобных устройств нет. Особенно это характерно для старых грузовиков. В данном случае используется так называемый двойной выжим. Суть его проста.

При переключении передачи снизу вверх (с понижающей на повышающую) выжимается сцепление и одновременно отпускается педаль газа. РПП устанавливается на нейтралку, сцепление отпускается. После непродолжительной выдержки оно опять выжимается, и РПП устанавливается в нужное положение (например, переключение происходит с 3 на 4). Педаль сцепления возвращается назад. При начале его схватывания следует слегка прибавить газ, а затем полностью отпустить выжатую педаль.

При смене передач сверху вниз для обеспечения плавности переключения необходимо делать дополнительно перегазовку. Выжимают сцепление и переводят РПП в нейтральное положение (к примеру, с 4 передачи). Немного увеличивают обороты двигателя, чтобы уравнялись скорости вращения шестеренок. Повторно выжимают сцепление, включают нужную передачу (например, 3), после чего отпускают его, прибавляя газ.

к содержанию ↑

Смена передач на МКПП при отказе сцепления

Такое редко, но бывает. Если подобное происходит где-то в пути, то и тогда можно продолжить движение. Главное – тронуться с места. Для этого глушится двигатель, включается передача и заводится мотор. Как только он запустится, стартер выключается. Все, автомобиль начал медленно двигаться. Теперь можно включать повышенную передачу (к примеру, 2). Для этого отпускается педаль газа, РПП переводится в нейтральное положение, а затем после короткой выдержки включается 2 передача. Все последующие скорости переключаются аналогично (снизу вверх).

При смене скоростей сверху вниз надо дополнительно делать перегазовку. Полное описание приведено выше, но в данном случае переключение выполняется в упрощенном виде. Отпускается педаль газа, РПП переводится в нейтральное положение (например, с 3 передачи). В этот момент надо немного добавить обороты двигателю. Затем устанавливается нужная передача (к примеру, 2) и прибавляется газ. Все действия водителя показаны на видео:

Переключение скоростей при управлении – одна из основных обязанностей водителя, особенно в тех случаях, когда автомобиль оснащен механической коробкой. Ничего сложного в этом нет, необходимо только согласованно работать педалями сцепления, газа и ручкой переключения передач.