Как научить ребенка говорить букву «Р»?

Речь – это сложное понятие. Она складывается из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Отсутствие каких-либо звуков или их неправильное произношение может не только негативно отразиться на формировании речи, но и повлечь за собой задержку развития ребенка.

Содержание статьи

Самая трудная буква

Дети осваивают звуки постепенно, от простых гласных «а», «о», «у» в возрасте нескольких месяцев до сложных согласных «л» и «р» в 5–6 лет. Буква Р и ее звуки «р» и «рь» – одни из самых трудных для произношения. На их освоение ребенку дается 6 лет. Если малыш не сможет победить каверзные звуки к 6 годам, то родители должны серьезно подумать, как научить ребенка говорить букву Р.

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Он обязательно:

  • Проведет диагностику и выявит проблемы. Ребенок может не употреблять оба звука «р» и «рь» или один из них, проговаривать их частично, например, только в середине слова, заменять другими звуками, чаще всего звуком «л», или произносить их неправильно, раскатисто или гортанно. При обследовании логопед может выявить, что ребенок имеет проблемы не только со звуками «р» и «рь», но и с другими. В этом случае ставить речь необходимо от простого к сложному. Обычно звуки учат в том порядке, в котором малыш должен был освоить их самостоятельно. При этом букву Р оставляют напоследок.
  • Установит причины возникновения дефекта. Чаще всего это слабый артикуляционный аппарат и неправильное дыхание при произношении звуков. Однако могут быть и более серьезные причины, требующие консультаций и лечения у других специалистов, например аномалии прикуса, неврологические расстройства, умственная отсталость.
  • Назначит лечение. Если у ребенка нет серьезных заболеваний, препятствующих развитию речи и требующих дополнительного лечения, значит, малышу нужно просто помочь освоить сложные звуки. В первую очередь необходима общая артикуляционная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата. Во вторую – упражнения для постановки конкретного звука. В третью – автоматизация звука.

Желательно, чтобы занятия по постановке звуков проводил логопед. Если такой возможности нет, то родители могут самостоятельно познакомиться с методикой и научить своего ребенка произносить «р» и «рь». Важными условиями занятий с малышом являются терпение, последовательность и регулярность. Упражнения должны быть интересными, лучше выстраивать их в виде игры.

Необходимо не только изучить методику, но и запомнить правильную артикуляцию при произношении «р» и «рь». Для получения твердого звука нужно разомкнуть зубы и губы, улыбнуться, прикоснуться кончиком языка к основанию верхних передних зубов и произнести «р» на выдохе, вибрируя кончиком языка. Мягкий звук получается при поднятии к небу средней части языка. При этом кончик языка немного опускается по сравнению с положением при произношении твердого звука.

Пример правильной артикуляции показан на видео:

к содержанию ↑

Гимнастика

Артикуляционные упражнения делятся на 2 группы: общие для укрепления мышц речевого аппарата и специальные для постановки и закрепления конкретного звука. Не стоит увлекаться и смешивать сразу несколько комплексов, пытаясь создать универсальную методику. Каждый звук ставится отдельно, поэтому и упражнения подбираются для выработки движений, необходимых именно для него.

Первый этап постановки звуков буквы Р – артикуляционная гимнастика. Она укрепляет язычок, повышает его гибкость, подвижность, помогает научиться правильно подавать воздушные струи. Заниматься нужно ежедневно. Общая продолжительность занятий – не более 20–40 минут в день. Взрослый должен показать и объяснить ребенку, как делать каждое упражнение, а малыш – постараться повторить их 10–15 раз. Особое внимание следует уделять заданиям, вызвавшим серьезные затруднения. Родители должны хвалить малыша за любую победу. Для того чтобы занятия не надоели ребенку, каждое упражнение нужно обыгрывать, ежедневно меняя сюжет и героев.

к содержанию ↑

Разминка

Для общей разминки подойдут милые игры-дразнилки с язычком. Можно полакать водичку как кошка, посоревноваться, кто достанет языком до носа или подбородка, посчитать кончиком языка зубки.

к содержанию ↑

Упражнение «Лошадка»

Нужно поцокать языком, имитируя стук лошадиных копыт. Для выполнения упражнения необходимо поочередно прижимать язык к небу, присасывая его, и резко отрывать, бросая язык вниз.

Со временем можно усложнить задание, поцокать с разной громкостью и скоростью.

В конце упражнения лошадку нужно остановить привычным «тпр». При этом губы должны дрожать, а звук – получиться глухим.

к содержанию ↑

Упражнение «Сердитый индюк»

Необходимо показать сердитого индюка.

Простой вариант упражнения: нужно приоткрыть рот и поставить язык, его широкий передний край, на верхнюю губу. Не отрывая языка от губы, медленно водить им вверх-вниз. Он должен поглаживать, облизывать губу. Нельзя допускать колебаний влево и вправо. Постепенно необходимо увеличивать скорость движений и добавлять звуки «бл-бл-бл».

Сложный вариант: нужно резко выбрасывать язык между зубами и губами и прятать его обратно. Получится звук, напоминающий индюшиное «бл-бл-бл». Язык будет слегка касаться верхних зубов и губы.

к содержанию ↑

Упражнение «Прыг-скок»

Упражнение напоминает прыжки на батуте. Необходимо точно дотрагиваться языком до альвеол – бугорков, расположенных рядом с верхними передними зубами, – фиксировать его на несколько секунд и возвращать обратно. Во время «прыжков» язык должен касаться именно альвеол, а не зубов.

Объяснить ребенку, как правильно выполнять это упражнение, нелегко. Для упрощения задачи можно позволить малышу найти и потрогать бугорки собственным пальцем; поставить зеркало, чтобы ребенок мог следить за выполнением задания; придумать веселую сказку о прыгающем язычке.

к содержанию ↑

Упражнение «Воздушные гонки»

Нужно широко улыбнуться, прижать кончик языка к альвеолам за верхними передними зубами и сильно дунуть. В результате должен задрожать язык и получиться глухой звук «тр-р-р». Если появится шипение, значит, упражнение выполнено неправильно, язык стоит не на месте.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, лучше дуть не просто так, а на листок, перышко. Можно устроить воздушные гонки, у кого перо улетит дальше, кто сильнее дунет.

Звук «тр-р-р» у ребенка сразу не получится. Для начала достаточно научить малыша сильно и правильно дуть. Затем заставить кончик языка дрожать.

к содержанию ↑

Упражнение «Вкусный блин»

Необходимо положить язык на нижнюю губу и зафиксировать на несколько секунд. Он должен быть широким, расслабленным, как блин на тарелке.

Выполнить такое упражнение с первого раза сложно. Ребенку проще поставить язык на нижнюю губу и прижать его верхней. Можно похлопать губами, сплющивая зажатый язык, а затем, приоткрыв рот, зафиксировать «блин» на нижней губе.

к содержанию ↑

Упражнение «Прятки»

Нужно улыбнуться и сделать язык широким. Показать его, прикоснувшись к верхней губе. Затем медленно спрятать, прижав кончик к альвеолам за верхними передними зубами. Снова не спеша поставить язык на губу и убрать на альвеолы.

Можно комментировать действия малыша словами «Ку-ку», «Покажись, язычок!», «Где ты прячешься?».

к содержанию ↑

Упражнения для постановки звука

Эти упражнения тоже являются гимнастикой, но переходить к ним следует после того, как предыдущие задания перестанут вызывать серьезные затруднения и будут многократно проработаны.

Начать занятие нужно со знакомых упражнений, а затем добавить новые.

к содержанию ↑

Упражнение «Заяц-барабанщик»

Необходимо растянуть губы в улыбке и постучать языком по альвеолам за верхними передними зубами, повторяя «д-д-д». При этом нельзя двигать нижней челюстью.

Можно проверить силу барабанщика с помощью бумажной полоски. Если поднести листик к губам, то он будет дрожать при каждом ударе.

к содержанию ↑

Упражнение «Трещотка»

Нужно поставить широкий язык на альвеолы за верхними передними зубами и, выдувая воздух, произнести «тр-р-р». Сначала можно трещать шепотом, потом громко, в полный голос.

Не стоит ожидать чистого рычания с первой попытки.

к содержанию ↑

Упражнение «Мотор»

Это упражнение играет главную роль в постановке упрямого звука. Оно позволяет отработать дрожание языка, которое необходимо для правильного произношения «р» и «рь».

Нужно поставить кончик языка на знакомые альвеолы и произнести «д-д-д», как будто заводится мотор. Одновременно коснуться пальцем, карандашом или палочкой кончика языка и начать быстро передвигать палец влево и вправо, заставляя язык дрожать. Если «д-д-д» превратится в «др-р-р», значит, мотор завелся.

Сначала взрослый должен помогать ребенку и поддерживать детский кулачок, направлять. Когда малыш освоит движения, можно предложить ему «завести мотор» самостоятельно.

Более подробно упражнение «Мотор» показано на видео:

Следующий этап – «завестись» с помощью пальца, а затем убрать его, не прекращая рычания.

Самое сложное – полностью отказаться от пальца. Не стоит торопить ребенка, но нельзя и затягивать. Несколько тренировок, и рычание получится без дополнительной помощи.

При постановке звука можно попробовать еще 2 способа:

к содержанию ↑

Автоматизация звука

Научить малыша произносить букву Р – это половина дела. Необходимо довести процесс до автоматизма. Важно, чтобы ребенок не только рычал как тигр, но и проговаривал «р» и «рь» в словах, независимо от их местоположения и сочетания с другими звуками.

Для автоматизации используют слова и предложения, в которых часто встречаются «р» и «рь». Если малыш забудется и пропустит сложную букву, необходимо остановить его и попросить повторить сказанное правильно. Со временем ошибки исчезнут из детской речи.

Существует множество способов, как ребенка научить говорить букву Р.

к содержанию ↑

Рычание

Дети любят подражать животным. Можно поиграть в зоопарк и порычать как собака или тигр, устроить соревнования, кто это делает громче, смешнее, грустнее, страшнее.

к содержанию ↑

Слоги

Важно закреплять букву Р в разных слогах. Начинать лучше с простых: ра, ар, арь, ро, ор, орь, ру, ур, урь и других. Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее). Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои.

Полезно чередовать слоги с буквой Р, можно добавлять слоги с другими, близкими по звучанию, согласными.

Например:

Ра-ро-ру-ры

Ар-ор-ур-ыр

Ра-ла-ра-ла

Позже можно подобрать более сложные слоги: бра, тра, дро, вры, утр и прочие. К ним также необходимо подобрать чистоговорки.

к содержанию ↑

Слова и фразы

Выученные слоги необходимо вставлять в слова и словосочетания, которые нужно проговаривать с ребенком.

Сначала необходимо подобрать простые слова, например, рыба, река, рука, набор, шарф, затем более сложные – барабан, карандаш, грузовик, рукавица.

Скучное повторение лучше превратить в игру. Можно предложить ребенку рассмотреть картинку и найти предметы, в названиях которых есть буква Р.

На рисунке легко отыскать гриб, мухомор, трубу, крышу, реку, берег, пристань, корзину, ведро, бороду, старика, дерево, пригорок, пузырь и т. д.

Необходимо следить, чтобы ребенок произносил «р» и «рь» правильно.

Можно усложнить игру и попросить малыша не только называть предметы, но и составлять с ними предложения.

Например, девочка пускает пузыри. Мальчик прячется под мухомором. Дедушка собрал грибы.

Играть в слова можно и без картинок. Достаточно оглянуться вокруг. Дома, на улице, в транспорте ребенок найдет множество слов с буквой Р. Можно устроить соревнование, кто перечислит больше предметов.

Когда малыш освоит новую игру, нужно усложнить ее. Взрослый должен перечислять слова с буквой Р, а ребенок – делить их на 2 группы, с твердым «р» и мягким «рь», и повторять. Можно предложить малышу вставать или поднимать руки, когда слышится «р», и приседать или опускать руки, если звучит «рь».

к содержанию ↑

Скороговорки

Скороговорки – самый простой и известный способ автоматизации правильной артикуляции. Каждый человек с детства помнит Греку с раком, Сашу с сушкой и траву на дворе. Рассказывать скороговорки – веселое и полезное занятие.

Однако ребенку быстро надоедает просто читать и учить скороговорки, поэтому нужно превратить занятие в игру. Можно рассказывать с разной громкостью, скоростью, интонацией, желательно подобрать картинки, иллюстрирующие скороговорки.

к содержанию ↑

Стихи и песни

Небольшие стихи и песенки с простой рифмой, легким ритмом и веселым содержанием помогают закрепить произношение «р» и «рь» и доставляют малышу удовольствие.

Из множества стихов и песенок лучше выбирать насыщенные буквой Р.

Необязательно искать длинные произведения, достаточно 4–8 строчек. Яркие иллюстрации к стихам помогут поднять настроение и привлечь внимание ребенка.