Как научить ребенка читать по слогам?

Основная головная боль родителей детишек 4-5 лет – как научить ребенка читать по слогам, ведь не за горами школа. Сегодня программа обучения предполагает, что малыши уже умеют складывать буквы в слова, поэтому взрослые так боятся отставания у детей. Методик существует много, но какую выбрать, чтобы чадо не потеряло интерес, а, наоборот, легко все запоминало и тянулось к знаниям?

Содержание статьи

Готовность ребенка к чтению

В первую очередь стоит внимательно присмотреться к своему ребенку. Готов ли он психически и физически? Совершенно не стоит пытаться сделать вундеркинда из трехлетки. В этом возрасте происходит механическое запоминание, но никак не осознание процесса. Дети в 4 года вполне могут начать читать по слогам, но только при наличии интереса к занятиям.

Лучший возраст для уроков чтения – 5 лет. Все блоки мозга, отвечающие за эмоционально-волевую, познавательную и физическую сферы развития, уже сформировались. Основные пять чувств – слух, зрение, осязание, обоняние и вкус – тоже вполне готовы к восприятию сложного материала без негативных последствий для физического здоровья. Ближе к этому возрасту проявляются зачатки развития сознательной психической деятельности. Ребенок уже может управлять своим настроением.

Развитие одного малыша зачастую сильно отличается от созревания другого, поэтому не стоит обращать внимания, что соседская девочка уже читает в 5 лет длинные сказки сама. Ориентир надо держать только относительно готовности собственного ребенка. Как определить, что он готов к обучению чтению?

  • У малыша должна быть хорошо сформирована речь: все звуки произносятся правильно, предложения выстраиваются грамматически верно, повторение за взрослым считалок и поговорок не вызывает больших трудностей.
  • Ребенок хорошо слышит и видит. Это необходимо для того, чтобы он мог нормально обрабатывать информацию, получаемую через зрительные и слуховые анализаторы.
  • Нет повышенной утомляемости от других занятий или в процессе игры.

Если родители не будут это учитывать, то впоследствии у ребенка от нервной и умственной перегрузки появятся психозы и отвращение к учебе в школе. Порой особо настойчивые бабушки не хотят слушать разумных доводов о неготовности внука к чтению и продолжают навязывать ему занятия с букварем. Мама просто обязана прерывать такие неразумные действия, если она не хочет потом регулярно наносить визиты неврологу и офтальмологу.

к содержанию ↑

Необходимая литература и дидактические материалы

Итак, родители решили, что их ребенок полностью готов к чтению по слогам. Какие книги приобрести для начала, и по какому принципу строить обучающие занятия?

Букварь, по которому учились сами папы с мамами, уже давно вышел из обихода, а жаль. По нему было очень легко вникнуть в самые азы устной речи. Сегодня можно купить азбуку Н. С. Жуковой, она весьма похожа на советский букварь своей подачей информации. Многие родители хвалят ее, так как дети быстро учатся по ней читать.

В качестве помощников можно использовать различные говорящие плакаты, карточки и кубики с буквами и простыми словами, электронные буквари и любой другой материал, который найдет отклик у ребенка в процессе занятий.

к содержанию ↑

Принцип построения урока

Урок выстраивают по принципу «учусь, играя». Скучная, монотонная деятельность вряд ли вдохновит малыша. Скорее всего, он ничего не запомнит и в следующий раз выразит протест против обучения. Главное, вызвать как можно больше положительных эмоций при первом занятии.

Пусть урок будет оформлен в виде сказки или увлекательного путешествия на волшебном паровозике, где букварь лишь время от времени фигурирует в общем потоке деятельности. Для девочек можно взять за основу игру с куклами, которые дарят друг другу подарки и ходят в гости. А презенты – это как раз карточки с буквами или слогами. Мальчикам рекомендуется устроить игру в машинки, которые перевозят ценный груз – те же самые буквенные заготовки. В процессе показывают букварь, картинки в нем и дают основные пояснения.

к содержанию ↑

Изучение алфавита

Сначала учат буквы. В первую очередь гласные. Затем звонкие и сонорные согласные Н, М, Л, Р, З и другие. После приступают к изучению глухих П, Т, С, шипящих и свистящих Ш, Щ, Ч, Ц и так далее.

Ребенка знакомят именно со звучанием буквы, а не с названием в алфавите. В противном случае возникнет путаница со сложением слогов в дальнейшем. Гораздо проще соединить Ммм + Ааа, чем осознать, как Эм трансформируется в Ммм, а потом сливается с Ааа. Познакомить с названиями всех букв можно будет уже после того, как ребенок более или менее начал читать по слогам.

Не стоит слишком ускорять темпы заучивания. Если малышу требуется неделя на запоминание какого-либо символа, пусть так и будет. Возможно, это просто особенность психики на данном этапе развития.

Знакомить с буквой можно не сразу в начале урока, а в процессе игры. В первую очередь ребенка следует заинтриговать именно обстоятельствами деятельности. Например, мама говорит: «Посмотри, к нам приехал особый паровозик. Он с собой в разных вагончиках привез много игрушек, но среди них есть буквы, из которых строятся слова, с помощью них мы с тобой разговариваем! Давай посмотрим, что же у него есть. Где спряталась буква?»

Малыш начинает искать, интерес подогрет. Когда среди множества игрушек отыскалась буква, мама ее озвучивает и переходит к букварю, говоря: «У меня есть очень интересная книжка. Там тоже много красивых нарисованных игрушек. Давай посмотрим и проверим, а не спряталась ли среди них буква». После несколько раз надо вместе ее озвучить.

В течение последующих дней обязательно выделяют несколько минут на повторение. Это можно организовать с помощью карточек, плакатов и других вспомогательных наглядных материалов. Построить пирамидку из кубиков, где изучаемая буква должна быть на верхушке, выложить много карточек на полу и найти среди них нужный символ. Все это должно быть ненавязчиво. Желательно выбирать время, когда малыш в хорошем настроении и нормально себя чувствует.

Выстраивая обучение ребенка читать по слогам в таком формате, взрослый добьется достаточно хороших результатов в короткий промежуток времени, не заставляя дошкольника сидеть и скучать над книжками с неинтересными заданиями.

к содержанию ↑

Чтение по слогам: от простого к сложному

Когда алфавит изучен, переходят к сложению букв. Сначала дают самые простые сочетания гласных и согласных: М, П, Л, Б + А; М, П, Л, Б + У и так далее. Иногда возникают сложности в понимании того, каким образом один символ слился с другим. Здесь очень хорошо все объяснено в букваре Н. С. Жуковой – одна буква бежит навстречу к другой. Можно придумать какую-то свою историю, которая станет интересной конкретному ребенку. Пусть слог образуется от того, что согласная подружилась с гласной, они стали вместе жить или просто ходят друг к другу в гости. Не столь важен антураж, сколько необходим эмоциональный эффект, от которого пойдет заинтересованность, а следовательно, и хорошее усвоение материала.

Мама может нарисовать карточки со слогами сама или приобрести их в магазине для наглядной демонстрации введенного материала. Очень хорошо для закрепления использовать различные задания на фонематический слух, чтобы ребенок учился соотносить звуки со зрительным образом. К примеру, выбирают 5 легких слов: МЯЧ, МЫШЬ, ИМЯ, ДОМ, КОМ. Желательно, чтобы это были существительные, так как маленьким детям проще воспринимать именно эту часть речи. Произносят одно слово несколько раз и просят определить, где находится буква М: в начале, посередине или в конце.

Когда ребенок понял механизм сложения букв в простые открытые слоги, можно переходить к обучению чтению слогов с шипящими и свистящими согласными, а чуть позже – и закрытых слогов, где согласная закрывает предшествующие согласную с гласной.

Сначала всегда читает новые сочетания сама мама, а ребенок просто слушает. Затем взрослый просит повторять каждый слог за ним, и только потом обучаемому предоставляется возможность прочесть все самостоятельно.

Ни в коем случае материал не должен быть слишком сложным. Следите, чтобы в общей массе информации содержание нового не превышало 20-30 %, иначе, не справляясь с заданием, ребенок потеряет интерес и быстро устанет. Каждый урок начинают с повторения старого.

к содержанию ↑

Общие рекомендации

Слова не должны быть длинными. Пока обучаемый только осваивает технику сложения букв в слоги различного типа, максимальное количество слогов не превышает трех. РАМА, КОШКА, МОЛОКО, САПОГИ, СОБАКА, КНИГА – вот такого типа слова можно давать малышу в количестве 10-12 штук за одно занятие.

Как правило, время самых первых занятий не превышает 5-10 минут. По мере взросления ребенка и обретения им навыков чтения оно увеличивается до получаса. Урок в течение 30 минут должен сочетать в себе смену нескольких декораций: вспомнили старый материал, ввели новый, немного почитали, затем перевели все в игру, сделали зарядку и выполнили пару закрепляющих упражнений с отработкой полученной информации. В течение дня можно привлекать интерес малыша к каким-либо надписям, вывескам и так далее. Главное, это должно возникать в процессе совершенно других занятий, просто в качестве небольшой вставки на пару минут.

Когда ребенок уже чуть освоился с восприятием целого слова, необходимо сразу учить его правильной интонации, объясняя, что такое вопросительный знак, запятая и так далее. Некоторым родителям может показаться, что в 5 лет сложно применить это на практике, хотя на самом деле дети очень легко усваивают подобную информацию. Для тренировки в постановке нужной интонации хорошо применить ролевое и параллельное чтение.

Не стоит ждать слишком быстрых результатов. Существуют дети, которым требуется два месяца и больше для полного понимания происходящего, но есть и те, кто вникает в суть слияния слогов буквально за пару вечеров. Эти особенности никак не влияют на дальнейшую жизнь и умственные способности, поэтому пусть малыш развивается в своем ритме.