Как написать курсовую работу?

Учащиеся, проходящие свой первый год обучения в образовательных учреждениях, часто не имеют представления, как правильно написать курсовую работу. Некоторые студенты прибегают к помощи профессионалов и заказывают оформление курсового проекта или просят помощи у своих одногруппников. Те студенты, которые желают самостоятельно научиться создавать хорошие курсовые работы, могут изучить эту статью, которая подробно расскажет об основных этапах написания проекта.

Содержание статьи

Выбор темы проекта

Естественно, подбирать тематику проекта следует исходя из собственных предпочтений. Если студент найдет тему, которая затрагивает его личные интересы, то он сможет без особых проблем обнаружить огромное количество источников информации по вопросу исследования. Выбирать стоит тематику, в которой учащийся хоть немного разбирается. Категорически не рекомендуется брать тему, в которой будущий исполнитель совершенно не ориентируется и, более того, не заинтересован в ее изучении.

как написать курсовую работу

Наиболее удачными, как правило, признаются тематики курсовых работ, которые содержат в себе максимально конкретизированный подтекст. Поэтому студентам стоит обратить особенно пристальное внимание на узкие темы и избегать сложных, обширных и пространных вопросов, изучение которых может занять более нескольких месяцев.

Не стоит выбирать слишком сложные для восприятия темы, в описании которых автор будет вынужден использовать увеличенное число сложно запоминающихся терминов. Дело в том, что при защите курсового проекта студента, упомянувшего терминологию, иногда спрашивают о ее значении. Это может вызвать ряд затруднений, поэтому содержание работы должно быть изложено простым и доступным языком.

Лицам, которые проходят обучение, не стоит закреплять за собой какую-то определенную тематику в первый же день, когда преподаватель предлагает разобрать темы курсовых работ. Стоит выписать на отдельный листок несколько заинтересовавших студента тематик и познакомиться с перечнем доступных источников информации, чтобы объективно оценить масштабы предстоящей работы.

Приведенное ниже видео содержит лаконичные рекомендации, касающиеся правил выбора хорошей темы для курсового проекта.

к содержанию ↑

Выбор научного руководителя

Конечно, ход исследования выбранной тематики, с которой будет работать учащийся, зависит от преподавателя. Так, студентам стоит отдавать предпочтение темам по предметам тех специалистов, которые отличаются общительностью и активностью. Удачно выбранный научный руководитель сможет направить студента на верный путь исследования, подсказать ему ранее не использовавшуюся дополнительную литературу и оказать содействие в формировании проблематики курсовой работы.

к содержанию ↑

Как верно спланировать свое время

Поскольку выбор тем для курсовых исследований обычно происходит в первые месяцы учебного года, студенты часто забывают о работе, считая, что времени для ее оформления еще предостаточно. Основная ошибка многих учащихся – это оставление курсовой работы на последние недели учебного года, когда приходит время сдавать экзамены. В этот период студенты настолько заняты экзаменами и зачетами, что времени на написание курсового проекта, который можно было без особых проблем составить ранее, не остается.

Именно поэтому для студента очень важно правильно распределять свое время. Чтобы заранее спланировать дату написания курсового проекта, стоит побеседовать с научным руководителем. Уточнив у преподавателя даты сдачи предварительного плана и чернового варианта работы, студент может составить для себя график выполнения проекта.

После того как руководитель сделает все необходимые исправления и план работы будет утвержден, студент может приступать к написанию основной части курсовой работы. Так, изучению справочной информации и написанию основной части стоит уделить около 2-3 недель. Исполнение требований нормоконтроля может занять до 1 недели.

Начинать писать основную часть работы рекомендуется не позднее начала 2 семестра. Оставляя несколько месяцев в запасе, учащийся сможет более полно изучить предмет исследования и собрать больше актуальной информации из разных источников. Не стоит забывать, что руководитель может неоднократно возвращать работу после проверки, указывая студенту на ошибки и неточности, исправление которых может занять у исполнителя несколько дней. Кроме того, не нужно исключать возможности, что руководитель научного проекта заболеет или уедет в срочную командировку. В этом случае дополнительное время станет незаменимым для студента, готовящего курсовую работу.

к содержанию ↑

Как писать план проекта

План выступает структурной основой каждой исследовательской работы. С помощью плана исполнитель сможет оптимизировать свое время и установить приоритетные направления деятельности. Помимо этого, изложение теоретического материала согласно плану делает исследовательскую деятельность более простой и упорядоченной.

Основные требования к плану курсовой работы

При написании плана студенту важно учитывать следующие важные вопросы:

  • логичность и последовательность размещения разделов в общем плане проекта;
  • соотношение всех пунктов между собой. Взаимосвязанность повествования – это обязательный элемент курсового проекта;
  • наличие в плане пунктов, разделов и параграфов, которые будут выделены посредством использования цифровых обозначений;
  • соответствие названия темы курсовой работы и всех пунктов плана. При этом не допускается, чтобы наименование темы и наименование одного из разделов полностью совпадали;
  • краткость формулировок разделов. Все наименования должны умещаться в 1 предложение;
  • наличие введения, заключения и списка литературы, которые не нумеруются, как все остальные разделы.

Представленное ниже видео окажет студентам содействие при разработке плана курсового проекта.

к содержанию ↑

Источники для написания текста курсовой работы

Каждый студент, подготавливающий курсовую работу, занимается поиском полных, достоверных и проверенных источников информации о предмете исследования.

Виды источников информации

В перечень источников, с которыми следует ознакомиться при написании исследовательского проекта, входят:

  1. Нормативно-правовые акты. Исследователи могут воспользоваться нормами Конституции РФ, федеральных законов, региональных законодательных актов различного уровня. Важно, чтобы студент использовал действующий нормативный акт со всеми внесенными в него изменениями, которые успели вступить в силу на момент написания проекта.
  2. Лекционные материалы, которые могут применяться с целью построения первоначального плана работы. Если студент смог отметить все важные аспекты вопроса курсового проекта за время лекционного занятия, то он получает дополнительное преимущество. Лекционный материал поможет ему получить общее представление о предмете исследования. Благодаря сокращенному конспекту учащийся будет лучше ориентироваться в обширном списке дополнительной литературы, с которым ему придется познакомиться за время составления работы. Кроме того, в лекции преподаватель может давать ссылки на полезные автору курсовой законодательные акты, книги, статьи или научные работы.
  3. Учебная литература. В учебниках студенты смогут найти основную информацию по теме, которая излагается простым и доступным языком. Именно поэтому при изучении темы работы следует начинать именно с учебников, где студентам разъясняются все сложные понятия.
  4. Учебные пособия. Эти научные труды, написанные специалистами с соответствующим образованием, призваны познакомить учащихся с разнообразными примерами, практическими ситуациями и рекомендациями. Некоторые пособия могут содержать редкие сведения о попытках внедрения новых технологий, о теоретических разработках ученых. Методические пособия зачастую включают в себя информацию о нетрадиционных подходах к пониманию отдельных вопросов. Они могут подсказать исполнителю курсовой работы, как грамотно сформулировать проблематику проекта и разрешить ее.
  5. Авторские монографии и диссертации. Научная литература, написанная под авторством одного или двух авторов, призвана выразить персональное мнение исследователя о сложившейся ситуации и способах ее разрешения. В монографиях и исследовательских проектах ученых студенты могут найти много данных об истории исследования вопроса курсового проекта.
  6. Научные статьи, которые можно отыскать в периодических журналах и газетах. Такие печатные издания, как правило, имеют строго специализированное тематическое направление. Чаще всего они хранятся в различных библиотеках. Многие журналы стали переходить от печатного издания к размещению материалов на интернет-ресурсах. Обычно журналы имеют личные официальные сайты. На таких страницах учащиеся могут познакомиться с отсканированными вариантами ранее выпущенных номеров и электронными версиями недавно вышедших статей.
  7. Надежные интернет-ресурсы. Нельзя использовать непроверенные данные, найденные в Сети, поскольку они могут быть не актуальными или не соответствующими действительности. Все сведения, собранные в интернете, следует подтверждать в научной литературе и нормативных актах законодательных органов. Без риска для качества материала в будущей курсовой работе можно использовать сайты федеральных государственных органов РФ. 

    Интернет становится необходимым, когда учащийся ищет научную статью, написанную более 50 лет назад. Как правило, такую литературу сложно отыскать в вузовских, городских и областных библиотеках. Зачастую интернет-ресурсы являются единственным источником, в котором размещаются редкие работы зарубежных ученых. 

    Рекомендуется посещать тематические сообщества, где автор проекта сможет ознакомиться с мнениями пользователей. На специализированных сайтах и форумах можно отыскать много полезных сведений и найти ссылки к дополнительным источникам данных о предмете изучения.

  8. Данные социальных опросов. Исполнитель может ориентироваться на приведенные в научной и учебной литературе надежные статистические данные или проводить собственные опросы и анкетирования среди местных жителей.

Размещенное видео содержит ряд полезных рекомендаций, касающихся порядка подбора источников информации.

к содержанию ↑

Как составить введение для курсового проекта

Тем, кто ищет ответ на вопрос, как написать курсовую работу, в первую очередь следует позаботиться о составлении вводной части. Введение – это отправная точка любого научного исследования. Именно во вводной части работы студент ставит вопросы о поиске объекта, предмета, цели и задач исследования.

Если описанные категории будут определены с ошибками, то вся научная работа пойдет по ложному пути и исследование грозит закончиться без какого-либо продуктивного результата. Введение может описывать только вопросы, связанные с выбранной для изучения тематикой. Нельзя добавлять в текст пространные рассуждения, не несущие конкретного смысла, с целью увеличить общий объем вступительной части.

Учащимся следует помнить, что введение должно соответствовать заключению. Все задачи, описанные во вступительной части, должны быть достигнуты. Автор делает необходимые выводы на основании гипотез, выдвинутых в самом начале работы.

Учитывая вышесказанное, можно отметить, что для исполнителя курсовой работы ошибочным является написание заключения перед освещением основной части исследования. Если студент будет писать заключение о результатах исследования до изучения предмета, то его выводы рискуют оказаться недостоверными.

В приведенном ниже видео ведется подробный анализ всех компонентов введения.

к содержанию ↑

Теоретическая часть проекта

В научной части своего исследования студент выполняет работу по:

  • исследованию этапов исторического развития научной мысли и практического опыта, связанного с практическим воплощением изучаемого института или явления;
  • анализу основных подходов к пониманию вопроса и его проблематики;
  • изучению закономерностей общественного развития, которые опосредовали возникновение объекта и предмета исследования;
  • определению сущности, разновидностей и типов, свойств, отличительных особенностей и принципов построения предмета исследования;
  • рассмотрению отраслевых научных теорий.

Исполняя подобную работу, автор не должен копировать текст и злоупотреблять цитатами. Прежде всего, следует изучать научные труды и постараться зафиксировать их в курсовом проекте своими словами, используя несложные речевые обороты и выражения.

Составление теоретической части не должно исчерпываться простым введением сведений о теориях и точках зрения ученых. Учащемуся необходимо производить глубокий анализ, сравнивать теории друг с другом, искать между ними сходства и различия.

Опираясь на фактические данные, исполнитель может высказывать свое личное мнение о некоторых теориях, отражая в работе их положительные и отрицательные черты. Выводы автора, касающиеся теоретического материала, вошедшего в проект, должны присутствовать в завершении каждого параграфа курсовой работы.

Размещенное видео наглядно демонстрирует порядок составления теоретического блока курсовой работы.

к содержанию ↑

Практическая часть проекта

Прикладная часть исследования предполагает применение избранных методик с целью достижения поставленной ранее цели. Студент обосновывает выбор методологических инструментов, опираясь на надежность, удобство и апробированность избранных способов исследования.

В конце работы исполнитель приводит результаты исследовательской деятельности. Как правило, их оформляют посредством использования графических объектов, к примеру, таблиц, рисунков и диаграмм, которые наглядно демонстрируют итог работы. Студент может использовать доказанные и общепринятые формулы, символы, знаки и иллюстрации, которые облегчают понимание исследуемого вопроса.

После проведения всех практических исследований исполнитель интерпретирует результат своей работы в отдельном параграфе. Он проводит:

  • сводный анализ теоретических сведений и эмпирических данных;
  • раскрытие существенных характеристик предмета исследования;
  • выявление и поиск способов устранения проблемных сторон вопроса;
  • анализ закономерностей изменения изучаемого института или явления;
  • поиск взаимосвязей предмета исследования и смежных общественных отношений;
  • сопоставление своих результатов с результатами исследований известных ученых.

В прикрепленном видео можно более подробно ознакомиться с правилами написания практической части исследовательского проекта.

к содержанию ↑

Проверка текста курсовой работы на уникальность

Руководство учебных учреждений предъявляет жесткие требования к уникальности сданных текстов курсовых проектов. Скачанная из интернета работа будет возвращена автору для повышения ее уникальности. Требования к оригинальности работы варьируются в пределах от 50 до 90%. Критерии уникальности каждая образовательная организация устанавливает самостоятельно, поэтому перед началом работы студенту следует уточнить их у своего научного руководителя.

В процессе работы над проектом студент обязательно пользуется научной литературой, которая составляет основу текста его работы. Лучший способ повышения уникальности текста – это его самостоятельное написание. Важно не переписывать фразы из книг дословно, следует менять их формулировку, сохраняя при этой основной смысл.

После написания всего текста работы ее следует проверить на уникальность. Это можно сделать в онлайн-режиме или после скачивания определенных программ. Самыми популярными ресурсами, призванными определить уникальность работ, являются:

  • eTXT.ru;
  • Advego Plagiatus;
  • Antiplagiat.ru;
  • Content-watch.ru.

Если проверка по различным сервисам дает противоречивые результаты, то учащемуся стоит уточнить у преподавателя название программы, которой будут пользоваться при оценке его работы. Абсолютное большинство учебных учреждений отдает предпочтение сервису Antiplagiat.ru.

Приведенное видео содержит информацию о ресурсе, которым можно воспользоваться для проверки текста на уникальность. В видео содержится простая инструкция по применению сервиса Antiplagiat.ru.

к содержанию ↑

Форматирование материала

Стандартизация текстовой формы готовой работы – это один из важнейших элементов написания курсового проекта. Большинство недочетов, влекущих за собой возврат проекта на доработку, вызвано ошибками при форматировании текста.

Стандартизация означает, что работа должна соответствовать требованиям разработанного федеральными органами ГОСТа, а также требованиям созданных внутри учебного учреждения методологических рекомендаций по оформлению курсового проекта. Образовательные организации обычно корректируют такие правила не реже 1 раза в год, поэтому, приступая к новому проекту, студенту следует посетить вузовскую библиотеку и взять экземпляр обновленных правил.

При оформлении текста исполнитель может использовать только те правила, которые были установлены его учебным учреждением. Дело в том, что ряд организаций устанавливают довольно противоречивые рекомендации к внешнему виду текстов.

Приведенные ниже видео помогут студентам избежать распространенных ошибок в оформлении курсовой работы.

к содержанию ↑

Подготовка к защите курсовой работы

Процесс написания курсового проекта не заканчивается после подбора материала и оформления текста в соответствии с государственными стандартами. Студенту требуется подготовиться к выступлению по защите написанного материала.

Формируя речь для защиты положений курсового проекта, следует уделять особенно пристальное внимание основным понятиям и проблематике темы. В своей речи студент может опираться на введение и заключение к курсовой работе. Фразы, произносимые перед преподавателями, должны быть короткими, простыми и понятными. Следует избегать сложных оборотов, изобилующих редкой терминологией и аббревиатурами.

Речь стоит отрепетировать заранее или даже записать ее на видеокамеру или диктофон. Такой подход позволит студенту объективно оценить свои возможности и поработать над слабыми сторонами выступления. Рекомендуется выступить перед другом или родственником, который сможет указать на ошибки автора, а также скорректировать его мимику и жестикуляцию во время речи.

Правила по составлению презентации для защиты проекта

Ряд образовательных учреждений устанавливает правила, согласно которым защита курсовых работ не только состоит из устного выступления автора, но и предполагает создание тематической презентации. Такая презентация обеспечивает наглядную демонстрацию исследуемого материала и выводов студента.

Создать презентацию можно в стандартной программе Microsoft PowerPoint, с которой учеников знакомят еще в школьные годы. Каждый слайд должен содержать в себе какие-либо графические изображения. Таблица, графики, формулы и символы должны быть подобраны в строгом соответствии с темой исследования.

Рекомендуется строить свою речь в порядке нумерации слайдов. Один слайд должен соответствовать одному положению, выносимому студентом на защиту. Не следует вмещать на одну страницу слишком много текста. Текстовый материал следует сократить до минимума, отдавая предпочтение графическим изображениям.

В этом видео автор делится советами по защите курсового проекта и раскрывает правила подготовки к выступлению. В ролике можно найти инструкцию по созданию эффектной презентации для представления курсовой: