Как мотивировать сотрудников?

Максимальная эффективность в трудовом коллективе обеспечивается в первую очередь человеческими ресурсами. Не случайно службу HR называют «охотниками за головами», ведь правильно подобранный персонал – залог успеха и процветания любой фирмы. Но как поддерживать энтузиазм среди подчиненных? Ведь даже самый перспективный работник не всегда стремится выкладываться на все 100% – одни недовольны уровнем зарплаты, других расхолаживает отсутствие интересных перспектив, третьи же начинают откровенно скучать, когда работа превращается в рутину. Как мотивировать сотрудников, существуют ли единые правила, которые помогут создать самую благоприятную обстановку в коллективе?

Содержание статьи

Когда деньги не имеют значения

Принято считать, что материальные блага, которые приносит высокий оклад и привлекательный соцпакет, вполне достаточны для привлечения и удержания персонала. Никто не хочет лишиться хорошо оплачиваемой работы, да и сами сотрудники – взрослые люди и прекрасно понимают, что как только их труд будет признан неэффективным, увольнение окажется для них не за горами.

как мотивировать сотрудников

На самом же деле чем выше профессионализм работника, тем больше он нуждается в постоянном совершенствовании и развитии. Сколько ученых, живущих на одном энтузиазме, врачей – альтруистов и учителей по призванию не только успешно трудятся, но и получают от работы огромное удовлетворение, не соглашаясь менять ее на более выгодные, но менее интересные проекты? Секрет прост: возможность самореализации, свобода творчества, осознание собственной значимости, надежда на блестящий результат – все это работает ничуть не хуже, чем хорошее вознаграждение. Самым сложным для администрации остается умение подобрать верный ключик к каждому, разгадать, чем именно лучше мотивировать сотрудников.

к содержанию ↑

Поощрение

Будет ли производительность труда высока у человека, который не чувствует себя востребованным? А ведь в каждом взрослом скрыт сущий ребенок, и в поощрении и признании собственных заслуг он нуждается ничуть не меньше, чем первоклассник, гордо несущий домой заслуженную пятерку. Умение разглядеть простые человеческие черты за безликим персоналом – огромная заслуга мудрого руководителя. Не стоит удивляться формальному отношению к работе там, где ни одно яркое решение, ни один успех не оказались достойны простой человеческой похвалы.

к содержанию ↑

Нацеленность на результат

Почему работа воспринимается как скучная текучка? Многие замечали, что перспективный новичок вскоре после окончания испытательного срока теряет эффективность, его темпы замедляются. В чем причина таких неприятных перемен? Каждый вновь приходящий сотрудник в первые месяцы находится в постоянном тонусе – его внимание максимально сконцентрировано, ему важно не только быстро освоиться на новом месте, но и продемонстрировать высокий результат. Однако после прохождения испытательного срока повышенный интерес к нему со стороны коллег и руководства ослабевает, короткая цель – остаться на работе – достигнута, и производительность неуклонно снижается. Сколь бы мелкой и незначительной ни была занимаемая должность, важно ставить короткие и длинные цели перед каждым. Человек, осознающий, каким должен быть финальный результат его труда, достигает больших высот, чем тот, кто монотонно выполняет доведенные до автоматизма функции, не видя картину в целом.

к содержанию ↑

Индивидуальный подход

Тот факт, что все люди разные, известен каждому. Но почему-то в коллективах принята уравнивающая практика: общие для всех принципы, равные стандарты – то, что принято называть корпоративной культурой. Чаще всего система мотивации ориентирована на мнение руководства – одни начальники предпочитают воспитывать строгостью, другие – поощрять корпоративными поездками и совместными уик-эндами, третьи же и вовсе считают, что денежные премии и бонусы лучше всего справляются с поддержанием командного духа.

Но подогнать разношерстный коллектив под единый шаблон невозможно. Поэтому для правильной мотивации важно понимание нужд и чаяний каждого сотрудника. И хотя вести отдельное досье с характеристикой не обязательно, поручить руководителям отделов и групп оценить не только профессионализм, но и личностные особенности подчиненных будет не лишним.

к содержанию ↑

Откровенный разговор

Личная беседа о мотивации – хороший стимул, особенно когда отношение к такой встрече далеко от формального. Идеальные условия труда будут различны для молодого амбициозного стажера, фонтанирующего идеями креативщика и солидной сотрудницы бухгалтерии. Одному необходимо знать, что его успехи не проходят незамеченными у руководства и впереди маячит перспектива повышения, второму будет важна возможность воплощать в жизнь все свои замыслы, а третья настороженно отнесется к возможным переменам, но вряд ли откажется от поощрения за успешное выполнение плана. Не заставляйте свой персонал выдавать шаблонные ответы на вопрос о том, чего они ждут от своей работы. Стройте беседу на взаимном доверии – ведь какова бы ни была истинная мотивация каждого, она всегда будет иметь право на существование и обязана учитываться мудрым руководителем. Знание персональных потребностей не только позволит разобраться, как мотивировать сотрудников без денег, но и предотвратит текучку кадров.

к содержанию ↑

Обучение и тренинги

К сожалению, некоторые фирмы теряют молодых специалистов, совмещающих работу с учебой. Слишком часто сотрудники воспринимают основное место работы как стартовую площадку, и едва обучение в вузе или на курсах подходит к концу, начинают интенсивно искать нового работодателя. Но ведь именно такие целеустремленные люди составляют основное ядро коллектива, и отпускать их в свободное плавание – огромное упущение. Кому-то для новой, более высокой должности не хватает знания языка, другие готовы сменить профессию, переквалифицировавшись, но для каждого из них возможность профессионального роста на прежнем месте работы окажется великолепным шансом. Потратить определенную сумму на дополнительное образование уже проверенного кандидата намного выгоднее, чем терять хороших работников, к тому же человек, искренне нацеленный на достижение новых высот, достоин поощрения со стороны администрации.

к содержанию ↑

Забота о подчиненных

Если молодым специалистам важна самореализация, то сотрудникам, обремененным семьями и детьми, требуется ощущение стабильности. Хорошая медицинская страховка, распространяющаяся и на детей работников, социальные программы, направленные на льготный семейный отдых, позволяют людям чувствовать себя защищенными, а значит, избавляют от возможных стрессов.

к содержанию ↑

Контроль

Если до этого речь шла скорее о приятных моментах, то частые проверки и повышенный контроль не всем покажутся привлекательными. Между тем краткие отчеты о выполненных и текущих задачах позволяют отслеживать реальную эффективность. А чтобы не отпугнуть своих подчиненных такими «ежовыми рукавицами», требуется верное обоснование – например, обязательный график задач с указанием ответственного сотрудника позволит всему отделу отслеживать этапы работы, при этом будет виден и уровень загруженности каждого. Введение контроля и еженедельных отчетов поможет быстро находить слабые звенья и определять лидеров, следовательно, справедливым будет привязать отслеживание результатов к системе начисления бонусов или премий. Важно помнить, что необоснованный жесткий мониторинг всегда будет восприниматься как прессинг и создавать дополнительные стрессовые ситуации, а значит, такое нововведение должно быть максимально понятным и прозрачным.