Как быстро найти деньги?

Практически любой бизнес требует первоначальных вложений. Именно величина инвестиций, а не качество продукта или эффективность системы менеджмента, часто определяет перспективы развития предприятия. Как быстро найти деньги на открытие и продвижение своего дела?

Содержание статьи

Предприниматель, не имеющий в личном распоряжении достаточных средств, может задействовать следующие основные каналы их привлечения:

  • заем в банке;
  • венчурные инвестиции;
  • краудфандинг.

Рассмотрим особенности каждого варианта подробнее.

Кредиты для дела

Один из самых быстрых способов получения капитала в нужном объеме — кредитование. Многие финансовые организации готовы предоставлять предпринимателям займы буквально в течение нескольких дней после получения заявки.

Вместе с тем владелец бизнеса, оформляя кредит, должен адекватно сопоставлять величину предполагаемой выручки и обязательства по платежам банку. Есть несколько полезных принципов, на которые предпринимателю, планирующему взять заем, можно обратить внимание.

Во-первых, кредитоваться следует не на перспективу, а под реальную выручку, получение которой — вопрос времени и некоторых инвестиций. Например, если человек открыл ресторан итальянской кухни в одном городе и сделал его успешным, то он вправе ожидать, что соответствующий объект общепита будет прибыльным и в других населенных пунктах с аналогичными социально-экономическими показателями и уровнем конкуренции в данном сегменте бизнеса. Под открытие нового заведения в этом случае вполне можно брать кредит.

Во-вторых, оформлять заем желательно, имея представление о текущей рентабельности бизнес-модели и располагая конкретными цифрами по ней. То есть для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта ведения дел в своем сегменте, кредитование бывает не самым оптимальным вариантом привлечения денежных средств. Вполне может случиться так, что рентабельность бизнеса окажется недостаточной для обслуживания кредита, и предприятие будет убыточным. Хотя, если бы человек подождал немного и не брал заем, фирма стала бы прибыльной.

В-третьих, не следует брать всю сумму, одобренную банком, «под завязку». Если предприниматель сделает это, то у него могут возникнуть сложности с получением новых займов. Если обороты компании не увеличатся, то банки при рассмотрении последующих заявок вправе прийти к выводу, что фирма окажется неспособна обслуживать дополнительные кредиты. Это будет особенно неприятно, если, например, ЦБ снизит ключевую ставку, а вслед за ней подешевеют предложения от банков: предприниматель не сможет на выгодных условиях рефинансироваться.

к содержанию ↑

Венчурные инвестиции

Как можно быстро найти деньги и не влезать в кредитные обязательства? Действенный вариант — привлечение венчурных инвестиций. Их особенность в том, что партнер готов вложиться в бизнес, допуская, что предприниматель потерпит неудачу. Никаких обязательств перед инвестором владелец компании в таких случаях, как правило, не несет. Однако если бизнес будет успешным, то значительную долю от прибыли предприниматель должен будет отдать партнеру. Инвестор на стадии финансирования, таким образом, получает долю в уставном капитале компании.

Может показаться, что поиск денежных средств в рамках данного сценария как раз таки не предполагает оперативности, и придется потратить много времени на общение с потенциальными спонсорами бизнеса. Но это не так. Основные венчурные фонды, работающие в России, можно при желании обзвонить за неделю-две — для предпринимателя с серьезными намерениями это нельзя назвать долгим сроком. А если бизнес-идея стоит финансирования, то опытный инвестор тут же ухватится за нее.

Основной секрет успешного сотрудничества с венчурными фондами — в том, чтобы наглядно показать коммерческие перспективы того или иного продукта. То есть предприниматель должен выходить на инвесторов, как минимум имея представление о следующих аспектах бизнеса:

  • кто будет покупать продукт;
  • какова емкость рынка;
  • какая планируется динамика спроса;
  • насколько сильна конкуренция;
  • почему потребитель станет приобретать именно этот продукт, а не иной.

Другой немаловажный фактор успешного получения финансирования — личное впечатление партнера. Вкладывая денежные средства в бизнес, инвестор предполагает, что ведущую роль в проекте будет играть его основатель. Например, занимая должность генерального директора. Бизнес-идея может быть прекрасной, но всегда стоит вопрос ее успешной реализации. Инвестор пожелает иметь дело с надежным, компетентным партнером.

Также представители венчурного фонда могут быть заинтересованы в высокой квалификации не только гендиректора предприятия, но и других сотрудников финансируемой организации. Поэтому владельцу бизнеса, возможно, предстоит уделить время подбору соответствующей команды для своего проекта.

к содержанию ↑

Краудфандинг

Если исследовать инновационные способы привлечения финансирования в бизнес, то краудфандинг — это, вероятно, первое, на что стоит обратить внимание. Данный термин имеет английское происхождение, от crowd («толпа, сообщество») и funding («формирование фондов, получение денежных средств»). То есть речь идет о финансировании «из народа», вскладчину.

Краудфандинг в бизнесе стал практиковаться, когда в интернете появились ресурсы, аккумулирующие активности большого количества пользователей, интересующихся какой-либо тематикой. В частности — бизнесом, инновациями. Так повысилась вероятность нахождения среди пользователей онлайн-ресурсов людей, которые неравнодушны к предпринимательским инициативам. Появились специализированные сайты, посредством которых авторы бизнес-идей получили возможность привлекать народное финансирование — такие как, например, boomstarter.ru.

Краудфандинг имеет несколько неоспоримых преимуществ перед займами и венчурными инвестициями. Во-первых, никаких обязательств владелец бизнеса перед «народными» спонсорами в общем случае не несет. Разве что на морально-этическом уровне — хотя это, безусловно, тоже очень важно. Во-вторых, размер финансирования прямо не зависит от перспектив развития бизнеса. Никто не станет просчитывать риски или сопоставлять величину выручки с займом — как это делают банки. В-третьих, какие-либо формальные барьеры при обращении к согражданам для краудфандинговых площадок не характерны: как правило, никто не требует документов, подтверждающих, что носитель бизнес-идеи — ИП или владелец ООО. Во многих случаях не важно и то, из какой страны человек и где он собирается открывать предприятие.

Корректно ли говорить, что краудфандинговые площадки — это именно те ресурсы, где можно быстро найти деньги? Вполне. На том же boomstarter.ru есть проекты, набравшие достаточное финансирование буквально за несколько месяцев. Креативные, необычные бизнес-идеи, безусловно, способны обрести спонсоров и быстрее. Известны случаи, когда краудфандинговые проекты набирали порядка 300 % от требуемой суммы и даже больше.

Рассматриваемый канал привлечения финансирования может быть представлен в разных форматах. Так, многие компании предпочитают действовать не через специализированные онлайн-площадки, а через собственный сайт. Именно таким способом, к примеру, компания Dodo Pizza через сайт dodoinvest.com предлагает всем желающим стать инвесторами. Правда, требования к потенциальным партнерам достаточно жесткие — речь идет о привлечении капиталов от 300 тыс. руб. каждым заинтересовавшимся. Но это, так или иначе, «краудфандинг» — в одной из своих разновидностей, именуемой «краудинвестингом».