Что является предметом философии?

Философия в дословном переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Ну, или «любомудрие», если кому-то так больше нравится. Этот термин, как и большинство терминов гуманитарных наук и дисциплин, имеет немало значений. Многие «изыскатели» в данной области, не довольствуясь мнением своих предшественников, находили собственные определения философии. Давайте попробуем рассмотреть, что является предметом философии, более подробно и по возможности объективно, в разных ракурсах.

Содержание статьи

Что изучаем?

В советских учебных заведениях философию определяли как «науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления». Однако «профессиональные философы», получившие образование в профильных вузах, с этим не согласны. Они говорят, что философия – это не наука, а мировоззрение, особый способ познания окружающего мира, выработавший систему обобщающих понятий и фундаментальных принципов бытия и познания. Думается, такое определение слишком туманно и начинать знакомство с «любомудрием» с него не стоит, иначе с непривычки запутаешься в хитросплетениях непонятных терминов и логических конструкций, да и стремление философов излагать свои мысли с помощью сложносочиненных или сложноподчиненных предложений не делает их понятнее.

Учитывая, что в среде самих философов нет единодушия относительно того, чем является философия – наукой ли, комплексом наук, областью знаний, мировоззрением или еще чем-то, однозначный ответ о предмете философии получить невозможно. А вот рассмотреть наиболее популярные версии – почему бы и нет? Итак, начав изучение, вы обязательно столкнетесь со следующими науками:

  1. Логикой; этим термином обозначают науку о методах, формах и законах познавательной деятельности, еще ее называют наукой правильного мышления; главной задачей логики является поиск истины исходя из имеющихся предпосылок;
  2. Метафизикой; с физикой, известной нам из школьного курса, она имеет очень мало общего; она скорее, исследует изначальную природу реальности и прикладного значения не имеет абсолютно;
  3. Практической философией, включающей в себя:
  4. Этику – науку, изучающую нравственность и мораль;
    • эстетику, изучающую сущность прекрасного в творчестве и искусство как форму общественного сознания; на эту тему можно порекомендовать фантастическую повесть Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», где он в доступной и увлекательной форме беллетристического произведения рассказывает о целесообразности красоты;
    • политическую философию (идеи и сущность политической действительности);
    • философию истории (объективные закономерности исторического процесса в духовно-нравственном аспекте);
    • социальную философию (изучение отношений человека и общества);
  5. Теоретической философией, включающей:
    • натурфилософию (самые общие законы естествознания);
    • эпистемологию;
    • философию науки (понятие науки, ее границы и методологию);
    • метафилософию (это своеобразная «философия философии», изучающая предназначение и функции философии).

Здесь приведен список наиболее распространенных и общепринятых разделов философии. Разные философские школы могут включать большое количество эксклюзивных вспомогательных дисциплин и разделов, приводить полный список которых вряд ли целесообразно, так как их довольно много.

к содержанию ↑

Немного об истории

Первые трактаты, которые можно назвать философскими, увидели свет еще в древних государствах – Египте, Шумере, Индии и Китае. В это время (рубеж 2 и 1 тысячелетий до нашей эры) зачастую предметом философии является мифология, а также взаимоотношения человека и социума. Сюда же относят некоторые прикладные дисциплины, только начавшие зарождаться, и искусство (в частности, устное народное творчество, зафиксированное в виде сборников афоризмов и поговорок). Подлинного расцвета философия достигла немного позже – в Древней Греции классического периода.

что является предметом философии

Фалес Милетский

Первым греческим философом принято считать Фалеса Милетского, жившего в Малой Азии. Его авторитет был настолько высок, что еще в древности он признавался «отцом философии» и неизменно возглавлял все списки (коих существует довольно много в разных редакциях) «семи великих мудрецов». Его по праву можно назвать первым энциклопедистом, так как диапазон его интересов был чрезвычайно велик. Например, он проявил себя как дипломат, «бизнесмен», военный инженер лидийского царя Креза и даже астроном, предсказавший солнечное затмение 585 года до нашей эры.

Однако остальные мудрецы из упомянутой семерки при детальном рассмотрении их письменного творчества либо предстают перед нами ловкими болтунами, либо просто-напросто изрекают банальности. Как вам такая сентенция: «Мера важнее всего» (Клеобул Линдский)? Ну да, эпохальное заявление, если б не Клеобул, мир так и пребывал бы в неведении относительно этого обстоятельства. Или «Сдерживай гнев» (Периандр Коринфский)? Да это само собой: любой человек, обжегшись разок-другой (если прежде не придет к верному выводу эмпирически), поймет, что эмоции свои надо держать в крепко сжатом кулаке (особенно это актуально для веков минувших, когда народ был скор на расправу). Прочие изречения примерно того же плана.

В Средние века в Европе античная мудрость была забыта, и труды ряда философов дошли до нас в арабских переводах. Мусульманские ученые высоко ценили сочинения Аристотеля, Платона, Сократа и обучали европейских дикарей в своих университетах, в частности, в испанской Кордове, бывшей в конце первого и начале второго тысячелетий центром одного из халифатов и одновременно – городом ученых. Например, в библиотеке халифа Аль-Хакама Второго насчитывалось до 40 тысяч томов научных трудов. Но постепенно мир ислама пришел в упадок, а Европа начала подниматься после «темных веков» и развивать собственную научную мысль.

Философия нового времени характеризуется чрезвычайной пестротой разнообразнейших философских течений и направлений. На ее формирование повлияли как античная философия, так и христианская мораль, а начиная со второй половины 19 века – еще и буддизм. Философские школы часто конфликтуют (в научном смысле), опровергая учение друг друга. И разобраться в аргументах оппонентов без широчайших знаний в различных областях человеческой деятельности зачастую невозможно.

к содержанию ↑

Персоналии

Античность дала миру, кроме упомянутых выше Фалеса, Сократа, Платона и Аристотеля, много других философов. Например, не все знают, что автор знаменитой теоремы о прямоугольном треугольнике Пифагор является еще и основателем религиозно-философской школы, позже получившей название пифагореизм. А своим предтечей он называл Орфея, которого некоторые современные исследователи считают не мифологическим персонажем, а реально существовавшим человеком, основателем школы орфиков.

Первой крупной фигурой Средневековья стоит признать Роджера Бэкона, жившего в 13 веке. Этот монах-францисканец был не только философом, но и естествоиспытателем. За взгляды, несовместимые с мнением церкви, он подвергался аресту, однако, несмотря на гонения, прожил довольно долгую по тем временам жизнь. Он умер в возрасте 78 лет.

предметом философии является

Иммануил Кант

В Новое время выделяется Иммануил Кант, живший в 18 – начале 19 века. Он считается основоположником немецкой классической философии. Интересный факт: Кант проживал в Кенигсберге в то время, когда этот город в середине 18 века в ходе Семилетней войны был захвачен русской армией и жители присягнули на верность императрице Елизавете Петровне. Он даже состоял с ней в переписке, выслав прошение на должность ординарного профессора. Однако преемник Елизаветы, Петр Третий, вернул город прусскому королю Фридриху Второму.

В 19-20 веках появляются новые направления философии:

  • позитивизм;
  • сциентизм;
  • прагматизм;
  • эпистемологический анархизм;
  • космизм;
  • трансгуманизм и др.

Особо стоит сказать о таком явлении, как русский космизм. Это философия на грани религии, науки, искусства и эзотерики. Видными представителями считаются Елена Блаватская (труд «Тайная доктрина»), Петр Успенский («Tertium Organum», «Новая модель Вселенной»). Некоторые относят к космистам даже Константина Циолковского, хотя он, скорее, был все же теоретиком космонавтики, а не философом.

Что является предметом изучения философии русского космизма? Это, прежде всего, человек и его взаимоотношения с социумом и природой: Николай Федоров, один из основоположников русского космизма, мечтал, например, о том, что некогда силами науки станет возможным сложить рассеянные молекулы и атомы и таким путем осуществить воскрешение ранее умерших людей. Причем концепцию воскрешения он разрабатывал в рамках взаимодействия религии и науки, оставаясь православным христианином. Его идеи высоко ценили Л. Н. Толстой, К. Э. Циолковский, Ф. М. Достоевский и многие другие знаменитые современники Федорова.

Это всего лишь краткий обзор философии. При более подробном знакомстве с данной областью знаний любой заинтересованный человек сможет найти для себя много интересного. Как в трудах древних авторов, так и в работах наших современников.