Что входит в прожиточный минимум в России?

В числе наиболее значимых индикаторов в современных национальных экономиках, включая российскую, — уровень прожиточного минимума. В чем его сущность? Что входит в прожиточный минимум в России?

Рассмотрим данный вопрос в двух аспектах:

  • изучение трактовок понятия прожиточного минимума, присутствующих в законодательстве и экспертной среде;
  • исследование структуры соответствующего экономического индикатора.

Начнем с первого пункта.

Содержание статьи

Понятие прожиточного минимума

«Прожиточный минимум» — термин, который закреплен на уровне федерального законодательства РФ. А именно — в ФЗ № 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме». Рассматриваемый термин определяется в законе как стоимостная оценка так называемой потребительской корзины, а также различных платежей и сборов. То есть представляет собой их выражение в рублях.

Но что такое «потребительская корзина», «платежи» и «сборы»? Определение первого термина раскрывается в ФЗ № 134 весьма подробно. Так, под потребительской корзиной законодатель понимает:

  • набор продуктов в том количестве и составе, которые необходимы человеку для сохранения здоровья;
  • непродовольственные товары и сервисы, стоимость которых исчисляется в корреляции с первым пунктом.

Структура потребительской корзины, а значит, и продуктового набора, должна определяться как минимум раз в 5 лет. В ее разработке обязаны принимать участие специальные комиссии — имеющие полномочия как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Состав потребительской корзины формируется отдельными ФЗ, в регионах — актами, которые издаются законодательными органами власти. При этом подходы к определению рассматриваемого компонента прожиточного минимума способны сильно разниться в зависимости от региона. Это может быть связано с:

  • особенностями природных и климатических условий в субъекте РФ;
  • национальными традициями в части потребления продуктов питания, приобретения непродовольственных товаров, пользования сервисами.

Так, например, в Москве текущий уровень прожиточного минимума составляет 13 896 рублей, в Санкт-Петербурге — 8 697,2 руб., в Севастополе — 4 628,2 руб., в Адыгее — 7 425 руб. Прожиточный минимум, установленный на федеральном уровне в 2015 году, — 9 662 руб. Таким образом, фактическая величина рассматриваемого экономического показателя может существенно различаться при сопоставлении данных между разными регионами либо между тем или иным субъектом и федеральным центром.

ФЗ № 134 включает положения, характеризующие предназначение прожиточного минимума. Данный показатель, исходя из позиции законодателя, нужен для того, чтобы оценивать уровень жизни граждан РФ, а также для разработки и последующей реализации социальной политики государства. Кроме того, в законе сказано, что прожиточный минимум может задействоваться как показатель при определении величины минимального размера оплаты труда, льгот, стипендий и иных социальных гарантий. Важен он также и при составлении сметы бюджетных расходов.

Прожиточный минимум имеет значение и для органов власти субъектов РФ. Так, он используется для:

  • исследования уровня жизни россиян, проживающих в том или ином регионе;
  • реализации социальной политики властей субъектов РФ;
  • предоставления помощи нуждающимся гражданам.

Не считая законодательных трактовок понятия «прожиточный минимум», интерпретация соответствующего понятия встречается также и в экспертной среде. К примеру, есть точка зрения, по которой под рассматриваемым термином следует понимать не только потребительскую корзину, но и услуги ЖКХ, связи, пользование транспортными сервисами. Но, как отмечают некоторые юристы, текущие положения законодательства, хотя и прямо не свидетельствуют о включении соответствующих расходов в прожиточный минимум, косвенно указывают на необходимость их рассмотрения в общем спектре издержек. К источникам права, которые включают данные положения, относится указанный выше ФЗ № 134, а также постановление Правительства № 56 от 29.01.2013 года, которое дополняет соответствующий федеральный закон.

Можно отметить, что в ранее действовавших правовых актах (например, в Постановлении Минтруда № 36 от 28.04.2000 года, дополненного Постановлением Госкомстата № 34) структура прожиточного минимума была представлена вполне детально. Данный источник права действовал до марта 2013 года, поэтому многие юристы считают его положения хотя и не официальными, но вполне актуальными. В частности, услуги ЖКХ предполагали, исходя из положений Постановления Минтруда № 34, обязательное включение в прожиточный минимум.

Так или иначе, в текущих законодательных актах, принятых на федеральном уровне, исследуемый термин раскрывается менее детально, чем в источниках права, действовавших ранее. Однако структура продуктового набора как части потребительской корзины в ФЗ № 134 и Постановлении № 56 рассмотрена довольно подробно. Таким образом, данные сведения будут ключевыми для нас при изучении состава прожиточного минимума.

к содержанию ↑

Структура прожиточного минимума

Итак, основа исследуемого экономического показателя — потребительская корзина. Собственно, понятие прожиточного минимума и указанный термин часто рассматриваются как синонимы. Но главный критерий их разграничения мы уже отметили в начале статьи. Прожиточный минимум — это стоимостный показатель, то есть «потребительская корзина в рублях». Но в повседневном общении россиян между собой, в публикациях СМИ оба термина могут полностью отождествляться. Поэтому особой ошибкой не будет называть состав потребительской корзины структурой прожиточного минимума.

Основные источники права, которые мы будем задействовать при изучении элементов рассматриваемого экономического индикатора, — ФЗ № 134 и Постановление № 56. В положениях данных правовых актов состав потребительской корзины наиболее детально регулируется, как мы отметили выше, в части продуктового набора. Изучим его подробнее.

Состав продуктового набора потребительской корзины

В Приложении № 1 к Постановлению № 56 содержатся сведения о минимальном наборе продуктов питания, включаемом в прожиточный минимум. Следует отметить, что составлен он в корреляции с 3 категориями граждан — трудоспособным населением, пенсионерами, а также детьми. Показатели по количеству продуктов, которые должны употреблять россияне, относящиеся к той или иной социальной группе, могут сильно разниться.

В структуре продуктовой корзины, утвержденной в Постановлении № 56, присутствует 11 категорий продовольствия. Рассмотрим их.

Первая категория продовольствия — хлебные продукты (включая макароны, крупы, бобовые). Расчетное годовое потребление соответствующих товаров:

  • для трудоспособных граждан — 126,5 кг;
  • для пенсионеров — 98,2 кг;
  • для детей — 77,6 кг.

Конкретные продукты, которые относятся к рассматриваемой категории:

  • бобовые изделия;
  • пшеничная мука;
  • рис;
  • иные крупы;
  • хлеб (пшеничный, ржаной);
  • макароны.

Вторая категория продовольствия, включенная в продуктовую корзину, — картофель. Расчетное годовое потребление его плодов составляет:

  • для трудоспособных граждан — 100,4 кг;
  • для пенсионеров — 80 кг;
  • для детей — 88,1 кг.

Третья категория продовольствия — овощи и бахчевые. Их должны потреблять:

  • трудоспособные граждане — в количестве 114,6 кг в год;
  • пенсионеры — 98 кг в год;
  • дети — 112,5 кг в год.

К данной категории принято причислять:

  • капусту (свежую, квашеную);
  • огурцы, помидоры (свежие, соленые);
  • корнеплоды, относящиеся к столовым;
  • иные плоды.

Четвертая категория продовольствия — свежие фрукты. Законодатель ожидает, что их должны потреблять:

  • трудоспособные граждане — в объеме 60 кг в год;
  • пенсионеры — 45 кг в год;
  • дети — 118,1 кг в год.

Пятая категория продуктов — сахар и кондитерские товары в пересчете на него. Ожидаемое их годовое потребление:

  • трудоспособными гражданами — 23,8 кг;
  • пенсионерами — 21,2 кг;
  • детьми — 21,8 кг.

В состав рассматриваемой категории продовольствия входят:

  • собственно сахар;
  • конфеты;
  • печенье.

Шестая категория продовольствия в структуре прожиточного минимума — мясопродукты. Таковых должны потреблять в годовом исчислении:

  • трудоспособные граждане — 58,6 кг;
  • пенсионеры — 54 кг;
  • дети — 44 кг.

Виды продуктов, включенные в данную категорию:

  • говядина;
  • баранина;
  • свинина;
  • мясо птицы.

Седьмая категория продуктов, составляющих продовольственную корзину, — рыба. Расчетное ее годовое потребление:

  • трудоспособными гражданами — 18,5 кг;
  • пенсионерами — 16 кг;
  • детьми — 18,6 кг.

Данную категорию законодатель классифицирует на 2 вида товара:

  • свежую рыбу;
  • сельдь.

Восьмая категория продовольствия — молоко, а также продукты на его основе. Их должны употреблять в год:

  • трудоспособные россияне — 290 кг;
  • пенсионеры — 257,8 кг;
  • дети — 360,7 кг.

Основные виды продовольствия в рамках рассматриваемой категории:

  • молоко;
  • кефир;
  • сметана;
  • масло;
  • творог;
  • сыр.

Девятая категория продовольственных товаров — яйца. Их должны употреблять:

  • трудоспособные россияне — в количестве 210 штук в год;
  • пенсионеры — 200 штук в год;
  • дети — 201 штуку в год.

Десятая категория продовольствия — жиры (растительное масло, маргарин и иные подобные продукты). Ожидаемый законодателем объем потребления данных продуктов:

  • трудоспособными гражданами — 11 кг в год;
  • пенсионерами — 10 кг в год;
  • детьми — 5 кг в год.

Основные виды товаров в рамках данной категории:

  • маргарин и иные жиры;
  • растительное масло.

Одиннадцатая категория продовольствия, включенная в структуру продуктовой корзины, — так называемые прочие товары. К ним относятся:

  • соль, которую, как ожидается, могут употреблять трудоспособные граждане в количестве 3,7 кг в год, пенсионеры — 3 кг в год, дети — 2,4 кг в год;
  • чай, ожидаемое потребление которого составляет для трудоспособных граждан и пенсионеров 0,5 кг в год, для детей — 0,4 кг в год;
  • специи, которые, в соответствии с расчетами законодателя, должны употребляться россиянами всех социальных категорий в количестве 0,7 кг в год.

Мы изучили структуру прожиточного минимума в контексте продовольственных товаров. Но как быть с непродовольственными изделиями и сервисами?

Непродовольственные изделия и сервисы в составе прожиточного минимума

Выше мы отметили, что в законодательстве, действовавшем до марта 2013 года, состав рассматриваемых расходов регулировался весьма детально. Все, что сказано в источниках права, действующих на данный момент, — так это то, что доля непродовольственных товаров и сервисов в величине прожиточного минимума должна составлять порядка 50 % для всех категорий граждан.

С чем могут быть связаны, с одной стороны, упрощение детализации структуры прожиточного минимума, с другой — неясность в определении сущности соответствующих расходов?

Полезно будет рассмотреть отдельно точку зрения экспертов, сформировавшуюся в отношении оценки позиции законодателя по непродовольственным товарам, а также ту, что коррелирует с политикой властей относительно услуг.

Что касается непродовольственных изделий, по мнению ряда юристов, упрощение их структурирования законодателем может быть обусловлено слишком большой разницей в ценах для одних и тех же видов товаров, выпускаемых разными брендами. В Постановлении Минтруда РФ № 36 и Постановлении Госкомстата № 34, которые ранее регулировали состав прожиточного минимума, указано, что к непродовольственным товарам относятся, в частности, куртки, джинсы, платья. Понятно, что их стоимость в зависимости от производителя способна различаться в десятки раз. То же можно сказать, к примеру, о телевизорах, утюгах, стиральных машинах — данные товары также присутствуют в указанных правовых актах. Возможно купить ТВ за 10 тысяч рублей с базовыми функциями, а возможно и за 100 тысяч с экраном UltraHD или 4K.

Подобное положение дел, в свою очередь, не характерно для рынка продуктов питания. Разница в цене между теми или иными видами продовольствия, конечно, может наблюдаться. Но довольно редко — в тех же пропорциях, что в случае с одеждой или бытовой техникой при сравнении цен между изделиями экономичных и премиальных брендов либо товарами, различающимися по уровню поддержки высокотехнологичных функций.

Что касается услуг, входящих в прожиточный минимум, то в Постановлении Минтруда № 36 присутствует следующий их перечень:

  • плата за жилье;
  • оплата отопления, горячей, холодной воды, канализации, электричества, газа;
  • оплата проезда в городском автобусе.

В свою очередь, в текущем законодательстве отсутствует даже такая, не самая подробная, детализация сервисов, которыми может пользоваться гражданин. Отмечена только их расчетная величина в корреляции с расходами на продукты питания: так же как и в случае с непродовольственными товарами, она ожидается на уровне 50 %.

Отказ законодателя от конкретизации сервисов — хотя бы на том же уровне, что присутствует в Постановлении Минтруда № 36 и Постановлении Госкомстата № 34, — некоторые эксперты объясняют разностью динамики потребления соответствующих услуг гражданами. Так, кто-то может тратить порядка 20-25 кубометров воды в месяц, каждый день принимая ванну, другому достаточно будет 7-8, чего хватит для более или менее комфортного мытья в душе.

Итак, что входит в прожиточный минимум? Российский законодатель в современных источниках права определяет, что в его структуре должны присутствовать:

  • установленный объем и состав продуктов питания;
  • непродовольственные товары, расчетная стоимость которых — порядка 50 % от расходов по первому пункту;
  • услуги, расходы по которым, в соответствии с ожиданиями законодателя, также составляют порядка 50 % издержек по затратам на продукты питания.

Конкретные величины по второму и третьему пунктам могут зависеть от индивидуальных особенностей потребления каждого гражданина. В аспекте предпочтения по брендам, функционалу, комфорту пользования — касательно непродовольственных товаров, в зависимости от динамики пользования — касательно сервисов.