Что лучше: шипы или липучка?

Снег, гололед, накат, мороз – вот те «прелести» зимней дороги, к встрече с которыми надо готовиться заранее. Противопоставить им можно только мастерство водителя и правильно выбранную резину. Однако последнее порой вызывает затруднения из-за желания понять, что лучше: шипы или липучка.

Содержание статьи

Немного о сцеплении на зимней дороге

Она таит в себе как минимум две опасности – ухудшение управляемости автомобилем и увеличение тормозного пути. Причина одна – уменьшение сцепления между колесом и дорожным покрытием, или тем, что вместо него образовалось (снег, накат, вода, лед и т.д.). Устраняется это несколькими путями:

  • использованием специальных, в первую очередь более мягких, сортов резины;
  • созданием рисунка протектора, содержащего большое количество ламелей;
  • применением шипов.

Насчет того, каким из указанных способов обеспечивается лучший результат, до сих пор среди водителей и экспертов нет единого мнения. Тем не менее существует и реально эксплуатируется зимняя резина двух видов – шипованная и фрикционная, называемая еще «липучкой».

к содержанию ↑

О разных типах резины

Что касается шипов на колесах, это понятно практически всем. Специальные элементы из металла, укрепленные на поверхности протектора, продавливают снег и лед, обеспечивая сцепление колеса с дорогой. Количество шипов может быть разным, но оно должно быть достаточным для хорошего их контакта с полотном при любом режиме движения, в том числе и при выполнении разнообразных маневров.

Другой тип резины создает сцепление с дорогой только за счет конструкционных особенностей самой шины. Специалистами упоминаются несколько методов, позволяющих добиться лучшего контакта с покрытием (возможно, что некоторые из них используются только отдельными производителями), и среди них необходимо отметить:

  1. Применение изготовителями специальных и мягких сортов резины, которая сохраняет эластичность и обеспечивает контакт с дорогой при пониженных температурах. По другим оценкам, материал, используемый для зимних шин, изготавливается по специальной рецептуре, которая включает в свой состав небольшие частицы, выполняющие роль шипов (см. фото).

    что лучше шипы или липучка

  2. Особый тип протектора, рассчитанный на эксплуатацию в зимних условиях (см. фото).

    какая резина лучше

    Стоит отметить, что определяющая роль в этом случае отводится ламелям. Именно они обеспечивают устойчивость и сцепление с дорогой во время движения. Необходимо коснуться еще и такого момента, связанного с протектором. Улучшенное сцепление, по различным оценкам, может быть вызвано следующими факторами:

    • контактом ребер ламелей с покрытием, именно их заостренные кромки обеспечивают фрикционной резине хорошее взаимодействие с дорогой;
    • благодаря заполнению ламелей снегом, фактически при движении происходит не его контакт с резиной, а снега со снегом.

Прежде чем дальше рассматривать, какая резина лучше, необходимо коснуться отдельно характеристик каждой из них.

к содержанию ↑

О фрикционной резине

Надо сразу сказать, что существуют два типа подобной резины – европейская и скандинавская, или арктическая. Различие между ними в том, что первая предназначена для эксплуатации в условиях европейской зимы, при температуре от минус 5 до плюс 5 градусов и незначительном уровне осадков. Скандинавская же резина эксплуатируется в условиях значительного количества снега и низких температур. Сравнение между этими типами покрышек приведено ниже.

какие шины лучше на зиму шипы или липучка

Исходя из приведенного сравнительного анализа следует, что различные виды липучки имеют достаточно ограниченное применение. Резина европейского типа создана для работы в условиях мягкой зимы, при незначительных отрицательных температурах, дожде или мокром снеге. В нашей климатической зоне подобная погода бывает далеко не везде и не всегда, так что стоит обратить внимание на подобное ограничение.

С арктическим типом резины ситуация диаметрально противоположная. Она мягкая, т.к. рассчитана на эксплуатацию при пониженных температурах. Благодаря составу обеспечивается мягкость, вследствие чего хороший контакт с дорогой сохраняется при низких температурах и на льду. Однако во время движения по сухому асфальту, а такое бывает достаточно часто и в зимнее время, а также при неожиданной оттепели резина перегревается, теряет свою жесткость и может «поплыть».

Это приведет к ухудшению устойчивости автомобиля и увеличению тормозного пути. Зато несомненным достоинством такой резины будет низкий уровень шума.

к содержанию ↑

Шипованная резина

Она рассчитана на более разнообразные условия эксплуатации. По большому счету ей неважно, что под колесами – снег, лед, асфальт. Шипы врезаются в любое покрытие, разве что не могут пробить лед при температурах ниже –20 градусов. Наиболее неблагоприятным для шипованной резины будет движение по асфальту. В этом случае шипы интенсивно стираются, и высока вероятность, что они будут вылетать.

shini-5

Надо сразу отметить, что количество шипов у шин различных производителей отличается. В отдельных странах запрещено применение шипованной резины. Однако и сам шип не остается неизменным, появляются конструкции облегченного типа, а также изделия разной формы.

shini-6

Трудность для шипованной резины представляет глубокий свежевыпавший снег, при нем шип не добирается до твердого грунта. Справедливости ради надо отметить, что и липучка в таких условиях показывает себя не лучшим образом.

И стоит коснуться еще одной особенности шипованной резины. При ее использовании пятно контакта с дорогой уменьшается. За счет того, что шипы выступают над протектором, колесо соприкасается с покрытием не по всей его поверхности. В результате может возрастать тормозной путь и ухудшаться устойчивость автомобиля. Правда, сейчас резину проектируют таким образом, чтобы шипы утапливались внутрь, но при температуре ниже минус 15 градусов это срабатывает не всегда.

К недостаткам подобной резины стоит отнести повышенный шум при движении, а также увеличенный расход топлива. Ну и возможность вылета шипов при агрессивной манере вождения, хотя это уже чисто субъективный фактор. Следствием будет более быстрый износ резины, необходимость ее дополнительной балансировки и замены через достаточно короткое время.

к содержанию ↑

Так что же выбрать?

Обычно кроме общих рассуждений о том, какие шины лучше на зиму – шипы или липучка, проводят сравнительные испытания. Один из полученных в ходе них результатов приведен ниже.

shini-7

Данные показывают, что в большинстве случаев лучше шипованная резина. Но они касаются только одной стороны – проверке шин на льду. А в реальной жизни ситуация более сложная. Например, условия движения в большом городе зачастую сильно отличаются от тех, что были на испытаниях. Постоянная очистка дороги от снега, использование реагентов приводят к тому, что асфальт оказывается чистым. Да и при движении по оживленным загородным магистралям большегрузами просто разбивается весь накат, и дорожное покрытие бывает свободно от снега.

Конечно, рассчитывать на это нельзя, но вот принять во внимание стоит. Если в зимнее время автомобиль эксплуатируется в условиях большого города и только по расчищенным дорогам, то вполне возможно использование липучек. Однако стоит иметь в виду, что при ухудшении погоды машина с такой резиной управляется и тормозит хуже. Кроме того, необходим навык вождения автомобиля с подобными колесами.

В то же время шипованная резина всегда обеспечивает надежный контакт с дорогой, правда, за это приходится платить повышенным шумом при движении, контролем над техническим состоянием покрышек и более частым их обслуживанием и заменой. Стоит отметить, что ситуация будет совсем другой, если дороги заснежены или приходится двигаться вдали от оживленных магистралей.

В таких условиях только шипованные колеса обеспечат безопасность, особенно при изменении погоды. Да и при отсутствии опыта преодоления заносов и скольжения лучше использовать резину, позволяющую избежать подобного. Конечно, выбирая тот или иной тип покрышек, надо проанализировать все условия, в которых они будут эксплуатироваться, но практика показывает, что большинство водителей ориентируется на шипы.

Выбор резины, который предоставляет современная промышленность, порой может поставить в тупик любого водителя. И тем не менее имеющиеся результаты тестов, сравнительный анализ и здравый смысл позволяют правильно выбрать на зиму обувь для машины. Самое главное – обеспечить контроль над ней в любой ситуации и безопасность пассажиров.