Что лучше: шипы или липучка?

Снег, гололед, накат, мороз – вот те «прелести» зимней дороги, к встрече с которыми надо готовиться заранее. Противопоставить им можно только мастерство водителя и правильно выбранную резину. Однако последнее порой вызывает затруднения из-за желания понять, что лучше: шипы или липучка.

Содержание статьи

Немного о сцеплении на зимней дороге

Она таит в себе как минимум две опасности – ухудшение управляемости автомобилем и увеличение тормозного пути. Причина одна – уменьшение сцепления между колесом и дорожным покрытием, или тем, что вместо него образовалось (снег, накат, вода, лед и т.д.). Устраняется это несколькими путями:

  • использованием специальных, в первую очередь более мягких, сортов резины;
  • созданием рисунка протектора, содержащего большое количество ламелей;
  • применением шипов.

Насчет того, каким из указанных способов обеспечивается лучший результат, до сих пор среди водителей и экспертов нет единого мнения. Тем не менее существует и реально эксплуатируется зимняя резина двух видов – шипованная и фрикционная, называемая еще «липучкой».

к содержанию ↑

О разных типах резины

Что касается шипов на колесах, это понятно практически всем. Специальные элементы из металла, укрепленные на поверхности протектора, продавливают снег и лед, обеспечивая сцепление колеса с дорогой. Количество шипов может быть разным, но оно должно быть достаточным для хорошего их контакта с полотном при любом режиме движения, в том числе и при выполнении разнообразных маневров.

Другой тип резины создает сцепление с дорогой только за счет конструкционных особенностей самой шины. Специалистами упоминаются несколько методов, позволяющих добиться лучшего контакта с покрытием (возможно, что некоторые из них используются только отдельными производителями), и среди них необходимо отметить:

  1. Применение изготовителями специальных и мягких сортов резины, которая сохраняет эластичность и обеспечивает контакт с дорогой при пониженных температурах. По другим оценкам, материал, используемый для зимних шин, изготавливается по специальной рецептуре, которая включает в свой состав небольшие частицы, выполняющие роль шипов (см. фото).

  2. Особый тип протектора, рассчитанный на эксплуатацию в зимних условиях (см. фото).

    Стоит отметить, что определяющая роль в этом случае отводится ламелям. Именно они обеспечивают устойчивость и сцепление с дорогой во время движения. Необходимо коснуться еще и такого момента, связанного с протектором. Улучшенное сцепление, по различным оценкам, может быть вызвано следующими факторами:

    • контактом ребер ламелей с покрытием, именно их заостренные кромки обеспечивают фрикционной резине хорошее взаимодействие с дорогой;
    • благодаря заполнению ламелей снегом, фактически при движении происходит не его контакт с резиной, а снега со снегом.

Прежде чем дальше рассматривать, какая резина лучше, необходимо коснуться отдельно характеристик каждой из них.

к содержанию ↑

О фрикционной резине

Надо сразу сказать, что существуют два типа подобной резины – европейская и скандинавская, или арктическая. Различие между ними в том, что первая предназначена для эксплуатации в условиях европейской зимы, при температуре от минус 5 до плюс 5 градусов и незначительном уровне осадков. Скандинавская же резина эксплуатируется в условиях значительного количества снега и низких температур. Сравнение между этими типами покрышек приведено ниже.

Исходя из приведенного сравнительного анализа следует, что различные виды липучки имеют достаточно ограниченное применение. Резина европейского типа создана для работы в условиях мягкой зимы, при незначительных отрицательных температурах, дожде или мокром снеге. В нашей климатической зоне подобная погода бывает далеко не везде и не всегда, так что стоит обратить внимание на подобное ограничение.

С арктическим типом резины ситуация диаметрально противоположная. Она мягкая, т.к. рассчитана на эксплуатацию при пониженных температурах. Благодаря составу обеспечивается мягкость, вследствие чего хороший контакт с дорогой сохраняется при низких температурах и на льду. Однако во время движения по сухому асфальту, а такое бывает достаточно часто и в зимнее время, а также при неожиданной оттепели резина перегревается, теряет свою жесткость и может «поплыть».

Это приведет к ухудшению устойчивости автомобиля и увеличению тормозного пути. Зато несомненным достоинством такой резины будет низкий уровень шума.

к содержанию ↑

Шипованная резина

Она рассчитана на более разнообразные условия эксплуатации. По большому счету ей неважно, что под колесами – снег, лед, асфальт. Шипы врезаются в любое покрытие, разве что не могут пробить лед при температурах ниже –20 градусов. Наиболее неблагоприятным для шипованной резины будет движение по асфальту. В этом случае шипы интенсивно стираются, и высока вероятность, что они будут вылетать.

Надо сразу отметить, что количество шипов у шин различных производителей отличается. В отдельных странах запрещено применение шипованной резины. Однако и сам шип не остается неизменным, появляются конструкции облегченного типа, а также изделия разной формы.

Трудность для шипованной резины представляет глубокий свежевыпавший снег, при нем шип не добирается до твердого грунта. Справедливости ради надо отметить, что и липучка в таких условиях показывает себя не лучшим образом.

И стоит коснуться еще одной особенности шипованной резины. При ее использовании пятно контакта с дорогой уменьшается. За счет того, что шипы выступают над протектором, колесо соприкасается с покрытием не по всей его поверхности. В результате может возрастать тормозной путь и ухудшаться устойчивость автомобиля. Правда, сейчас резину проектируют таким образом, чтобы шипы утапливались внутрь, но при температуре ниже минус 15 градусов это срабатывает не всегда.

К недостаткам подобной резины стоит отнести повышенный шум при движении, а также увеличенный расход топлива. Ну и возможность вылета шипов при агрессивной манере вождения, хотя это уже чисто субъективный фактор. Следствием будет более быстрый износ резины, необходимость ее дополнительной балансировки и замены через достаточно короткое время.

к содержанию ↑

Так что же выбрать?

Обычно кроме общих рассуждений о том, какие шины лучше на зиму – шипы или липучка, проводят сравнительные испытания. Один из полученных в ходе них результатов приведен ниже.

Данные показывают, что в большинстве случаев лучше шипованная резина. Но они касаются только одной стороны – проверке шин на льду. А в реальной жизни ситуация более сложная. Например, условия движения в большом городе зачастую сильно отличаются от тех, что были на испытаниях. Постоянная очистка дороги от снега, использование реагентов приводят к тому, что асфальт оказывается чистым. Да и при движении по оживленным загородным магистралям большегрузами просто разбивается весь накат, и дорожное покрытие бывает свободно от снега.

Конечно, рассчитывать на это нельзя, но вот принять во внимание стоит. Если в зимнее время автомобиль эксплуатируется в условиях большого города и только по расчищенным дорогам, то вполне возможно использование липучек. Однако стоит иметь в виду, что при ухудшении погоды машина с такой резиной управляется и тормозит хуже. Кроме того, необходим навык вождения автомобиля с подобными колесами.

В то же время шипованная резина всегда обеспечивает надежный контакт с дорогой, правда, за это приходится платить повышенным шумом при движении, контролем над техническим состоянием покрышек и более частым их обслуживанием и заменой. Стоит отметить, что ситуация будет совсем другой, если дороги заснежены или приходится двигаться вдали от оживленных магистралей.

В таких условиях только шипованные колеса обеспечат безопасность, особенно при изменении погоды. Да и при отсутствии опыта преодоления заносов и скольжения лучше использовать резину, позволяющую избежать подобного. Конечно, выбирая тот или иной тип покрышек, надо проанализировать все условия, в которых они будут эксплуатироваться, но практика показывает, что большинство водителей ориентируется на шипы.

Выбор резины, который предоставляет современная промышленность, порой может поставить в тупик любого водителя. И тем не менее имеющиеся результаты тестов, сравнительный анализ и здравый смысл позволяют правильно выбрать на зиму обувь для машины. Самое главное – обеспечить контроль над ней в любой ситуации и безопасность пассажиров.