Что лучше, дизельный или бензиновый двигатель?

Вполне резонный вопрос, вынесенный в заголовок, зачастую не имеет однозначного ответа. Конечно, обсуждая конкретную ситуацию, всегда можно найти какой-то предпочтительный вариант. Но он каждый раз будет свой. Поэтому однозначно определить, что лучше, дизельный или бензиновый двигатель, не всегда возможно. Однако попытки найти ответ на данный вопрос позволяют разобраться в особенностях каждого из них и при выборе какого-либо варианта принять оптимальное решение.

Содержание статьи

В чем разница между этими моторами?

И тот и другой являются тепловыми двигателями, в которых энергия, полученная при сгорании горючего, превращается в механическую. Сгорание происходит внутри, поэтому они и называются ДВС. Однако в каждом из рассматриваемых моторов процесс происходит по-своему, что и определяет различие в характеристиках двигателей.

что лучше дизельный или бензиновый

Начать необходимо с того, что горючее для каждого из них разное. В бензиновом двигателе готовится смесь бензина с воздухом вне цилиндров, а после попадания в них при максимальном сжатии воспламеняется искрой, образуемой по команде извне. В дизеле в цилиндрах находится чистый воздух, он сжимается, за счет чего разогревается. В момент максимального сжатия в него впрыскивается порция солярки, от контакта с горячим воздухом она воспламеняется, благодаря чему двигатель и работает.

Вот эти принципиальные различия – используемое топливо, его подготовка и способ воспламенения – обеспечивают разные характеристики моторов, которые и порождают споры между их сторонниками.

к содержанию ↑

Сравнение возможностей и характеристик моторов

Возможности и облик любого из рассматриваемых нами ДВС очень сильно изменились за время, прошедшее с момента их изобретения. Давно канули в прошлое грохочущие, чадящие и распространяющие черное облако выхлопных газов дизели и огромные, многолитровые, прожорливые бензиновые моторы, но при всех произошедших метаморфозах различия между ними сохранились.

к содержанию ↑

Развиваемые мощность и крутящий момент

Характерной особенностью бензинового двигателя является большая развиваемая мощность, а дизеля – крутящий момент. Для лучшего понимания разницы надо сказать, что бензиновый мотор позволяет быстрее разгоняться, а дизель – перевозить больший груз. Для примера можно провести сравнение гоночного болида и вездехода. Первый должен максимально быстро разогнаться и двигаться с высокой скоростью. Ему лучше подойдет бензиновый двигатель.

Вездеход движется медленно, но происходит это в грязи и по бездорожью. Скорость ему не важна, зато необходим крутящий момент, позволяющий преодолеть препятствие. Тут все преимущества у дизеля. Хотя надо отметить, что сейчас и бензиновые моторы справляются с нагрузками в такой ситуации.

к содержанию ↑

Экономичность

Энергетическая ценность солярки выше, чем бензина, т. е. при сгорании равного количества топлива больше энергии дает дизельное. Это приводит к тому, что при движении в равных условиях его расход будет меньше, чем бензина. Но подобная экономия полностью «съедается» более высокой ценой на солярку. Так что и в данном вопросе нет какой-то определенности.

Если подобный фактор (экономичность) в той же самой Европе во многих случаях является определяющим при выборе силового агрегата, то у нас все обстоит не так просто. В этой связи стоит упомянуть и о качестве используемого топлива. К примеру, для высокооктанового бензина оно хоть и не всегда соответствует нормам, но даже при отклонениях не оказывает на мотор разрушительного воздействия.

А вот при использовании некачественной солярки ремонт дизеля обеспечен. И дело еще в том, что у нас бензин в большинстве случаев лучше, чем солярка.

к содержанию ↑

Шум и вибрация

Давно остались в прошлом те времена, когда работу дизеля было слышно за несколько километров. Но хоть сейчас он стал гораздо тише, все равно по уровню шума и вибрации в большинстве случаев превосходит бензиновый мотор. Чаще всего это заметно при разгоне, в установившемся режиме порой разница и невелика.

к содержанию ↑

Влияние пониженной температуры

Надо отметить, что солярка по условиям эксплуатации делится на два вида – зимнюю и летнюю. На последней при морозах ездить просто невозможно, она загустевает и забивает топливную систему машины. Поэтому зимой необходимо использовать только специальные сорта топлива. Но самое страшное при неправильном его выборе происходит тогда, когда резкое понижение температуры застало вас в дороге, избежать при этом неприятностей вряд ли удастся. Тогда как бензин всегда заливается один и тот же.

Кроме того, надо отметить трудности с запуском дизеля в зимнее время. Воспламенение топлива у него обеспечивается разогревом воздуха при сжатии, а при минусовых температурах добиться такого бывает затруднительно. С этой целью на дизельные машины устанавливаются специальные внешние подогреватели, что требует дополнительных затрат на оборудование и времени на прогрев мотора.

к содержанию ↑

Техническое обслуживание

Условия, возникающие при работе дизеля, гораздо жестче, чем в бензиновом двигателе. Чтобы выдержать нагрузки, приходится использовать более массивные детали и применять дорогостоящие материалы. Не касаясь конструктивных особенностей и различий этих типов моторов, необходимо отметить, что техническое обслуживание дизеля надо выполнять чаще, смену моторного масла проводить при меньшем пробеге, выбирая наиболее качественные его сорта.

Но это только одна сторона вопроса. Если же коснуться ремонта и цены запчастей, то они, как правило, дороже, чем для бензинового двигателя. И кроме того, применение в конструкции дизеля ряда особо точных и прецизионных деталей в некоторых случаях делает ремонт сопоставимым по цене с покупкой подержанной машины.

к содержанию ↑

Долговечность

Однако стоит отметить, что срок службы дизеля до капитального ремонта больше, чем у бензинового двигателя. Связано это в первую очередь с тем, что он чаще всего работает при пониженных оборотах, вследствие чего износ меньше. Так что несмотря на повышенные затраты на момент покупки, дизель будет служить дольше.

к содержанию ↑

Экологичность

Это достаточно острый вопрос, особенно для автопроизводителей. И для ее улучшения предпринимается много усилий. Но стоит отметить, дизель по своим характеристикам менее экологичен, чем бензиновый двигатель. Солярка сама по себе содержит обычно больше серы, что при сгорании обеспечивает повышенный уровень сажи.

Бензин относится к более легким видам топлива и при его применении дает меньше вредных веществ.

к содержанию ↑

Практическое использование дизельного и бензинового моторов

Приведенное выше сравнение позволяет понять, что у каждого из этих моторов существуют особенности, которые и определяют такое их использование, которое позволит полностью реализовать их достоинства. Условимся, что дальше речь будет идти только о легковых автомобилях.

В первую очередь реализация преимуществ зависит от применения машины с тем или иным силовым агрегатом. Так, если планируется часто посещать труднодоступные места, ездить по бездорожью или транспортировать груз, то очевидно, что оптимальным выбором будет автомобиль с дизелем. Он лучше работает при больших нагрузках, развивая при этом значительный крутящий момент.

Однако если более предпочтительной является спортивная езда, то в такой ситуации нужна машина с бензиновым мотором. Он позволит развивать большую скорость и быстрей разгоняться. Приведенные примеры далеко не полностью охватывают возможности рассматриваемых силовых агрегатов. Дело в том, что любой из них способен более-менее успешно работать в различных условиях. Так, бензиновые двигатели прекрасно служат на внедорожниках, позволяя на них успешно совершать достаточно трудные ралли-рейды.

В этой связи стоит коснуться преодоления водных преград и движения вброд. Дело в том, что у бензиновых двигателей для сгорания смеси используется электрическое зажигание, и при попадании воды под капот оно просто откажется работать. Тогда как дизель этого не заметит и вытащит машину из неприятной ситуации, куда ее загнал нерадивый водитель.

Говорить, что лучше – бензин или дизель, нельзя, скорее нужно утверждать, что в одних условиях предпочтительней будет использовать такой-то мотор, а в других – совсем даже наоборот. Можно попытаться сравнить эскимо и пломбир, что из них выбрать – дело личного вкуса.

В большей степени надо обратить внимание на достоинства каждого из этих силовых агрегатов и попытаться реализовать все их преимущества. А так можно сказать, что у монеты под названием ДВС есть две стороны – дизель и бензиновый двигатель, и вместе они составляют единое целое.

Споры о том, какой мотор лучше, не прекращаются и вряд ли когда закончатся. Америка любит бензиновые, а вот Европа – дизельные. У каждого из них свои достоинства и особенности, и противопоставлять их не надо. А вот осознанно выбрать автомобиль с двигателем, наилучшим образом подходящим для условий движения, будет правильным решением.