Что изучает фонетика?

В письменной речи мы передаем содержание мысли при помощи графических знаков и символов: видя определенную последовательность знаков, человек воспринимает их как слово из своего лексического словаря, у которого есть определенное значение. А как понимают люди друг друга в устной речи? Тогда роль графических знаков играют звуки, произносимые говорящим в определенной последовательности, с определенной интонацией, с расстановкой пауз и ударений. Это и есть то, что изучает фонетика — звуковой строй речи.

Фонетика как наука возникла на стыке многих дисциплин. Конечно, прежде всего фонетика часть языковедения, потому что рассматривает звуки как элементы языковой системы. С другой стороны, фонетика занимается и изучением звука с точки зрения акустики, а также рассматривает и биологический аспект: воспроизведение звуков человеческим речевым аппаратом и восприятие их слуховым. Заимствование знаний и методов из физики, акустики, анатомии, физиологии, теории пения помогло становлению фонетики как самостоятельной науке.

Необходимость изучения фонетики или хотя бы введения в нее в младших классах общеобразовательной школы обусловлена невозможностью понять грамматику без правильного различения букв и звуков. Без четкого разделения становится неверным морфологический разбор слова, что может привести к неправильному его употреблению и грамматическим ошибкам.

Таким образом, можно говорить о двух функциях звуков: перцептивная заключается в доведении речи до восприятия на слух, сигнификативная — в различении морфем и слов. Выделяют четыре аспекта фонетических исследований: артикуляционный (исследует производство звуков), акустический (исследует физические свойства звука), фонологический (исследует функции звуков в языке), перцептивный (исследует восприятие звуков).

Фонетика имеет дело с фонетическими единицами речи, образующими звуковой ряд или цепь: звуками, слогами, тактами и фразами. Минимальная фонетическая единица — звук — часть слога, произнесенная за одну артикуляцию. Иногда минимальной фонетической единицей становится звукосочетание — последовательность звуков, когда этапы одной артикуляции накладываются на этапы предшествующей.

Звуки образуют слог. Не существует четкого определения этого понятия, большинство лингвистов придерживаются мнения, что слог — последовательность звуков, произносимая за один выдох. По теории Льва Щербы, слог — отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата человека.

Слоги разграничиваются слогоразделами. В русском языке они проходят обычно между максимально контрастными по сонорности соседними звуками. К примеру, слогораздел в слове “ко-чка” проходит между максимально сонорной гласной а и минимально сонорной глухой согласной ч. А в слове “кон-ка” слогораздел проходит между сонорной звонкой н и глухой к. Если применить сонорную шкалу Аванесова, то мы получим: ко-чка — о (4 уровень сонорности), ч (1 уровень сонорности), к (1 уровень сонорности) — очевидно, что контраст между 4 и 1 есть, контраста между 1 и 1 нет; кон-ка — о (4), н (3), к (1) — контраст между 4 и 3 ниже, чем контраст между 3 и 1.

Слоги образуют такты, когда один или несколько объединены одним ударением. Как правило, знаменательные слова выделяются в отдельные такты, а незнаменательные — примыкают к слову, в котором есть ударение.

Такты составляют фразу. В фонетике эта единица совсем не тождественна грамматическому предложению: бывает, что одно предложение состоит из нескольких фраз, или одна фраза включает несколько предложений. Фразы разделяются паузами, во время которых говорящий набирает в легкие воздух, чтобы продолжить речь. Объединяются фразы интонацией, которая может включать повышение и понижение голоса (мелодику), соотношение сильных и слабых слогов (ритм), ускорение и замедление произношения (темп), усиление и ослабление выдыхания (интенсивность), изменение общего тембра речи.