Что характерно для традиционного общества?

В социологии есть большое количество подходов к классификации обществ. В соответствии с одним из самых распространенных, социумы бывают традиционными, индустриальными и постиндустриальными. Сущность обществ второго и третьего типа нам должна быть понятна в силу возможности непосредственно наблюдать за их развитием и участвовать в этом. Мы, как считают современные исследователи, живем в индустриальном социуме и понемногу переходим в постиндустриальный этап. Однако специфику традиционного общества будет полезно изучить подробнее. Каковы его признаки? Что характерно для традиционного общества?

Содержание статьи

Мы можем ответить на этот вопрос в ходе изучения специфики ключевых институтов, которые есть в любом социуме:

  • государства;
  • права;
  • производства;
  • межличностных и семейных отношений.

Рассмотрим специфику отмеченных пунктов подробнее.

Институт государства в традиционном обществе

Государство в традиционном обществе понимается как в большей степени субъект личной власти (в значении «владеть»), а не политической (в значении «организовывать порядок на территории»). В социуме, о котором идет речь, выстроена четкая сословная иерархия, на высшей ступени которой — глава государства (царь, эмир, король и т. д.).

На фоне процессов «фасадной» демократизации, активно проходивших в 20 веке, в традиционных обществах были утверждены выборные должности, в отдельных странах — представительные органы власти. Но их реальное влияние на политическую жизнь в традиционных обществах сведено к минимуму. Все опирается на консервативные принципы авторитарного правления, складывающиеся в течение долгого времени.

Во многих обществах рассматриваемого типа отсутствует государственный суверенитет в привычном для нас понимании: страна может не иметь реального контроля над своими границами. На карте такое государство располагается «примерно», иногда — в соответствии с традиционными территориями расселения того или иного народа или общины. Юридически они зачастую даже разделены границами разных стран, но по факту «миграция» в обе стороны нередко никак не контролируется.

Примерно так устроена структура политического пространства некоторых районов современной Африки. Схожая схема могла наблюдаться в средневековой Европе — когда границы государств определялись не по национально-политическим критериям, а исходя из того, какая династия где правит. В результате, например, Германия в привычном для нас виде образовалась только в 1871 году стараниями Бисмарка. До этого на ее территории было несколько десятков династических княжеств.

Однако назвать немцев тех лет представителями традиционного общества было бы совершенно неправильно. Главным образом в силу неоспоримо высокой развитости такого социального института, как право. Рассмотрим его специфику в традиционном обществе.

к содержанию ↑

Институт права в традиционном обществе

Социальные отношения в традиционных обществах чаще всего регулируются на основе обычаев, которые являются основными источниками права. Вовсе не обязательно, что их сущность уступает кодифицированным нормам — в виде законов. Они вполне могут обеспечивать справедливое разрешение ситуаций, требующих правовой оценки.

Однако рано или поздно разные обычаи — соседних племен или народов — могут вступить во взаимное противоречие. Если исторически так и происходило — традиционные общества начинали испытывать потребность в «третейском» варианте регулирующих норм. Таковым становилось публичное право, а также его институциональные элементы: суды, законодательные, исполнительные органы власти. В результате общество отказывалось от традиций, и если тому способствовали определенные факторы, превращалось в индустриальное.

Однако в тех регионах, где отмеченное противоречие не состоялось — в силу большой культурной близости народов или в силу их изначально неравноправного положения (когда одна сторона могла попросту навязать свои нормы другой), — сохранилось сильное влияние обычаев.

Сложившиеся внутри отдельного традиционного общества правовые установки могут прекрасно отражать социальную действительность в заданных пределах. Однако при коммуникациях представителей этого социума с другими, возможно, чуждыми им по языку и культуре субъектами способны возникать конфликты — в силу отсутствия в традициях необходимых руководствующих положений.

Есть несколько ошибочная точка зрения, что правовые обычаи — это нормы, которые не зафиксированы письменно. Безусловно, значительная их часть передается между поколениями в устной форме. Однако мировая история насчитывает огромное количество письменных источников, в которых фиксируются обычаи, характерные для традиционных обществ.

к содержанию ↑

Институт производства

Данный институт отвечает за формирование экономики, материальных ресурсов, за счет которых живет то или иное общество. В традиционных социумах соответствующая модель хозяйствования чаще всего основана на выпуске товаров на низком уровне технологий и сервисов. С чем это связано? Какие черты характерны для традиционного общества в экономическом его аспекте?

Прежде всего это ярко выраженный консерватизм в использовании средств производства. В силу традиций люди не стремятся осваивать новые технологии и предпочитают из поколения в поколение заниматься выпуском одних и тех же видов товаров — например, одежды или сельхозпродукции.

Если это не слишком прибыльно, то, безусловно, возможен пересмотр экономических активностей. Но если традиционный вид занятий позволяет удовлетворять базовые материальные потребности человека, то он крайне редко соглашается на иные виды деятельности. Перспективы качественного улучшения благосостояния при этом могут в принципе не сыграть никакой роли. Условным смартфоном или квадрокоптером человека традиционного уклада стимулировать, как правило, очень тяжело. Подобные вещи непривычны для него, и они с высокой вероятностью вызовут отторжение, а не интерес.

Однако повлиять на установки человека с традиционным укладом способен приближенный к нему гражданин или тот, чье мнение воспринимается как авторитетное. В этом смысле задача по стимулированию консервативно настроенного члена общества к изменениям может быть даже облегчена. Достаточно будет только слова авторитетного человека. Каких-либо дополнительных аргументов зачастую и не требуется.

Современные традиционные социумы нередко рассматриваются экономическими игроками из индустриальных и постиндустриальных стран как сообщества, способные предоставлять недорогую рабочую силу. Что это означает на практике? Инвесторы из развитых государств могут предлагать жителям территорий с традиционным укладом производства несложную работу, платить за нее очень мало, но для тех, кто ее выполняет, — вполне достаточно с точки зрения удовлетворения базовых материальных потребностей.

к содержанию ↑

Межличностные и семейные отношения

Если при взаимодействии с другими народами для представителей традиционного социума зачастую нужен некий альтернативный привычному источник норм, то что касается межличностных и семейных отношений — есть крайне мало поводов для корректировки фундаментальных обычаев, регулирующих эту сферу. Нередко жители обществ, о которых идет речь, намеренно избегают межличностного общения с представителями других народов. Они практически не дружат с чужаками, не создают с ними семей.

Сценарий резкого изменения традиционных ценностей в части рассматриваемого института маловероятен. В этом попросту может не быть необходимости. Сущность норм и обычаев, установленных в соответствующего типа социуме, способна лучше самых совершенных европейских кодексов отражать потребности конкретных групп людей, формирующих общество.

Следует отметить, что даже авторитетная личность — как в случае с определением возможных стимулов для производственной «модернизации» — не всегда способна как-то повлиять на установки «традиционно мыслящего» субъекта. Более того, неосторожное слово про семейные и межличностные ценности, высказанное, казалось бы, неоспоримо уважаемым членом общества, способно спровоцировать очень бурную реакцию со стороны «подчиненных». Вплоть до открыто агрессивного неприятия сказанного и падения авторитета в глазах своих же людей.

Если об экономике в традиционных социумах и можно говорить как об отсталой, а о праве на основе обычаев — как о недостаточно эффективном с точки зрения межнационального и международного взаимодействия, то касательно межличностных и семейных установок критиковать соответствующий общественный строй будет неверно. В данном случае правомерно вести речь о необходимости уважения соответствующих традиций — если, например, представителю «прогрессивного человечества» нужно будет сотрудничать с гражданином государства, где сильны обычаи.

Итак, традиционное общество — интереснейшая среда коммуникаций людей. Совершенно неверно говорить о том, что оно принципиально менее совершенно, чем индустриальное и постиндустриальное. Дело в том, что каждый из указанных типов обществ решает специфические задачи. Он адаптирован к обеспечению взаимодействия конкретных групп людей и наций, развивавшихся в ходе собственной, неповторимой истории.