Что характерно для религиозного сознания?

Структура религии, если рассматривать ее с точки зрения социологии, включает религиозную деятельность, религиозные организации, религиозные отношения и религиозное сознание. Последний элемент не имеет четкого определения и часто выступает в качестве инструмента манипуляции в различного рода публичных обсуждениях, а также в представлении обывателя становится синонимом религиозности. Разграничение понятий должно учитывать, что характерно для религиозного сознания: религиозная вера, соединение адекватного отражения действительности с иллюзорным, эмоциональная насыщенность, религиозная символичность.

Религиозное сознание – единственный элемент религии, взаимодействующий непосредственно с внутренним миром человека-индивидуума и имеющий возможность существовать без трех других. Основой его считается вера – принятие за истину какого-либо утверждения в отсутствие объективной информации о предмете. В религии – утверждения о сверхъестественных возможностях высшего существа или существ. Помимо этого, религиозная вера обязательно включает веру в истинность религиозных текстов и представлений, веру в реальное существование мифологических персонажей и событий, веру в религиозные авторитеты служителей культа, веру в возможность общения с высшим существом или существами.

Для религиозного сознания характерны прочная интеграция веры в повседневную жизнь человека, стремление объяснить реальные явления иллюзорными причинами, однако не без рациональной организации мышления. Так, человек осознает, что ледяная дорожка травмоопасна, представляет, как мала сила трения поверхностей льда и подошвы, предполагает медицинские последствия падения, в то же время считая, что опасный участок пройден удачно благодаря вмешательству высших сил (или, напротив, неудачно – в качестве, к примеру, наказания).

Символичность религиозного сознания зависит от содержания веры. Предмет, явление, свойства, отношения наделяются религиозными смыслами. Расхождения смыслов из-за разницы культур и восприятия зачастую принимают весьма уродливые формы с вовлечением в юридическую практику.

С усложнением религиозного сознания и появлением служителей культа (жрецы, шаманы, священники) происходит разделение его на обыденное и концептуальное. Обыденное религиозное сознание включает в себя «атрибутивный набор» верующего: обряды, традиции, священные тексты, представления, идеи, отношения, чувства. На этом уровне религиозное сознание не выходит за рамки реальности и является отражением действительности. Для концептуального религиозного сознания характерно упорядочение, развитие и распространение религиозных идей, чем занимаются религиозные организации и религиозные деятели.

Для религиозного сознания характерна крайняя степень рефлексии человека над своим положением в обществе и отношением к декларируемым религией ценностям. Соответственно, в отличие от наивной веры, оно требует критического отношения к догмам и их осознанного принятия (или частичного принятия).