Что характеризует рыночную экономику?

Экономика большинства современных государств — рыночная. Но уровень развития некоторых стран несопоставим. Быть может, это обусловлено неодинаковым восприятием правительствами государств сущности рынка? Или же дело в чем-то другом? Рассмотрим, что характеризует рыночную экономику как специфическую хозяйственную систему, и разберем возможные причины того, что одни современные страны процветают, а другие испытывают сложности.

Содержание статьи

Мы можем исследовать поднятую проблему в следующих ее основных аспектах:

  • критерии отнесения экономики страны к рыночной;
  • факторы эффективности хозяйственной системы соответствующего типа.

Рассмотрим сущность отмеченных пунктов подробнее. Очевидно, что они имеют логическую взаимосвязь: важно то, насколько критерии соответствия экономики рыночной предопределяют эффективность национального хозяйства на практике. Именно это обстоятельство влияет на уровень развития того или иного государства.

Критерии отнесения экономики страны к рыночной

Современные ученые-экономисты выделяют следующую совокупность базовых критериев, позволяющих охарактеризовать хозяйственную систему того или иного государства как рыночную:

  • свобода предпринимательства;
  • доступность кредитов;
  • наличие условий для свободного формирования цен на основе динамики спроса и предложения.

Можно отметить, что все 3 указанных критерия следует рассматривать в совокупности. То есть если в национальной хозяйственной системе того или иного государства присутствует 2, а одного не хватает — она не может считаться полноценно рыночной.

Простой пример. В 30-е годы в СССР существовали гражданские артели. Это были частные мастерские, в которых ремесленники могли зарабатывать и вести фактически бизнес. Звучит сенсационно — но даже при сталинском режиме свобода предпринимательства в СССР была. Банки работали и выдавали кредиты.

Однако владельцы артелей продавали свои товары по ценам, которые не должны были сильно превышать те, что устанавливались на аналогичную продукцию госпредприятий. Таким образом, экономика Советского Союза в 30-е годы не могла полноценно считаться рыночной, несмотря на соответствие ей по ряду критериев.

Рассмотрим отмеченные выше признаки отнесения хозяйственной системы государства к соответствующему типу подробнее и постараемся понять, в чем значимость каждого из них с точки зрения реализации экономического потенциала страны.

к содержанию ↑

Факторы эффективности экономики

Итак, предположим, что в государстве есть все 3 признака рыночной экономики. Первый из них — свобода предпринимательства. В чем она может выражаться? Что она дает государству с точки зрения развития экономики на практике?

к содержанию ↑

Свобода предпринимательства

Базовый критерий свободы предпринимательства — отсутствие существенных законодательных барьеров для занятий граждан бизнесом. Чем проще процедура регистрации человека в качестве владельца бизнеса, тем более динамичным будет появление новых предприятий и, как следствие, развитие экономики в целом.

В США, например, начало бизнеса в некоторых распространенных формах может носить уведомительный характер — внесения в государственные реестры данных о компании не требуется. Открытие фирмы в Сингапуре занимает несколько часов. Факт — США стали крупнейшей экономикой мира. Сингапур прочно входит в топ-3 стран с наивысшим показателем ВВП на душу населения.

Однако если мы взглянем на рейтинг стран Doing Business (свежая его версия — здесь: http://gtmarket.ru/news/2014/10/29/6969), то увидим, что в столбце «регистрация предприятий» Сингапур, в частности, уступает Македонии. Уровень экономического развития которой сильно ниже. Например, тот же ВВП на душу населения в Македонии — 13300 долларов, в Сингапуре — 82000 долларов. Это даже больше, чем в США, где соответствующий показатель — 54000 долларов.

С чем это может быть связано? Отбрасывая конспирологические теории, изучаем ставку рефинансирования Центробанков обеих стран. И невольно переходим к рассмотрению следующего критерия рыночности экономики — доступности кредитов.

к содержанию ↑

Доступность кредитов

В Сингапуре ставка рефинансирования ЦБ — 0,22 %, в Македонии — более чем в 10 раз больше — 3,25 %. Соответствующий показатель непосредственно влияет на доступность кредитов — в том числе и для предпринимателей. Получается, что в Сингапуре вести бизнес попросту выгоднее.

Доступный и дешевый кредит — один из важнейших показателей развитости рыночной экономики государства. Если некая рыночная ниша пуста, то какое же предприятие скорее займет ее — то, что сможет взять быстрый и дешевый кредит, или то, что не пожелает связываться с долговыми обязательствами и предпочтет накопить требуемую сумму? Ответ очевиден — первое.

Кредиты — возможно, не самый оптимальный банковский продукт для граждан, так как люди берут займы в основном на различные потребительские товары, а это, выражаясь языком бизнеса, — «неликвид», их будет очень сложно, условно говоря, продать хотя бы по цене покупки (не говоря о компенсации банковских процентов). Для предприятий кредиты крайне важны. Прекрасно, если они будут по образцу тех, что выдаются в Сингапуре.

Но как же не имеющий никаких ресурсов остров посреди океана стал процветающим государством? Дело в том, что его властями, а также, очевидно, населением, была проведена в больших объемах работа. В каких направлениях?

к содержанию ↑

Искусство достигать цифры

Убрать формальности на пути регистрации предприятий можно за два-три парламентских слушания и выйти по этому показателю при желании хоть на первое место в мире. Но обеспечить низкий банковский процент — задача, для достижения которой одной лишь политической воли недостаточно.

Сингапур, как свидетельствуют некоторые публичные источники, когда-то имел ставку рефинансирования и повыше македонской. В США соответствующий показатель также достигал приличных 20 %. Это значит, что даже самые успешные экономики мира имели опыт проживания в трудные времена. Как им удалось справиться?

В части преодоления экономических сложностей сингапурский опыт, конечно, не уникален. Столь же впечатляющих или сопоставимых успехов достигли соседние Тайвань, Гонконг, Южная Корея, Япония — начав с полуразрушенной после войны или аграрной экономики. Принято считать, что все перечисленные страны в первую очередь смогли решить задачу, не имеющую, казалось бы, прямого отношения к хозяйственной сфере, — создание необходимых общественных институтов.

Каких именно? Прежде всего это институт публичного образования. Наука — двигатель всех сфер хозяйства. Известен факт о сингапурских студентах — многие из них учились настолько усердно, что совершенно забывали о том, что, оказывается, нужно бы и создавать семью. О развлечениях и излишествах они, вероятно, знали только в теории.

Важнейший общественный институт — право. Бизнес, а особенно иностранные инвесторы всегда желают защищенности. В этом смысле Сингапур, а также, к примеру, Южная Корея и Гонконг гарантируют предпринимателям надежную правовую поддержку. В этом можно убедиться, взглянув на один из столбцов рейтинга Doing Business — тот, что отражает качество исполнения контрактов. Сингапур в нем — на 1 месте в мире, Южная Корея — на 4-м, Гонконг — на 6-м.

Быстро зарегистрировав предприятие на Балканах и взяв дешевый кредит в Сингапуре, бизнесмен должен будет найти рынки сбыта для производимых им товаров. Какой признак характеризует рыночную экономику в части предоставления предприятиям соответствующих возможностей? Ответ прост: наличие условий для выставления свободных цен на продукцию, а также для участия компании в справедливой конкурентной борьбе в рамках прозрачных и свободных механизмов формирования спроса и предложения.

к содержанию ↑

Формирование спроса и предложения

В начале 80-х годов в Бразилии разразился экономический кризис. Инфляция доходила до нескольких сотен процентов в год. Однако к концу десятилетия многие экономические индикаторы были неплохими — такие как, например, индекс промышленного производства. Но инфляция продолжала «галопировать». По мнению правительства Бразилии, это было связано с тем, что многие владельцы торговых бизнесов продолжали «накручивать ценник» по инерции (тем самым провоцируя других предпринимателей действовать аналогичным образом).

Было решено «заморозить» цены, что позволило остановить механизмы формирования спроса и предложения. Какое-то время эта мера была эффективной: инфляцию удалось снизить хотя бы до нескольких процентов в месяц. Однако вскоре страна столкнулась с дефицитом товаров. Появились «черные рынки», где все продавалось втридорога. Властям пришлось отпустить цены — и инфляция вновь превысила двузначный показатель.

Выход из кризиса оказался элементарным: достаточно было подменить реальную валюту (крузейро) «виртуальной» (URV), что и сделали бразильские экономисты. Цены в URV были привязаны к долларам и потому не могли быть увеличены привычным для ритейлеров образом. Результат: инфляция побеждена за 4 месяца. Спрос и предложение никуда не исчезли, и прилавки бразильских магазинов вскоре заполнились отличными товарами по адекватной цене.

Бразильский опыт преодоления кризиса попал во многие учебники экономики — и не только как показатель успешной хозяйственной политики властей, но также и как пример того, насколько может оказаться неэффективным пресечение механизма свободного формирования цен на основе спроса и предложения. Результат подобного вмешательства в национальную хозяйственную систему с высокой вероятностью не оправдает ожиданий.

Итак, успешная рыночная экономика — это:

  • хозяйственная система, характеризующаяся 3 базовыми критериями: свободой предпринимательства, доступностью кредитов, а также условиями для формирования цен на основе спроса и предложения;
  • экономика, в которой достигнуто высокое качество работы общественных институтов с целью придания отмеченным признакам необходимой конкурентоспособности.

Любая страна, таким образом, имеет шансы на то, чтобы стать экономически успешной, даже если она расположена посреди океана без особых ресурсов. Главное — правительству и, что важно, также и самим гражданам вести планомерную, рациональную работу по созданию среды, оптимальной для развития бизнеса и привлечения инвестиций.