Что характеризует демократический режим?

Многим знакомы слова Уинстона Черчилля о том, что демократия — худшая форма правления, но другие — еще хуже. Термин, о котором идет речь, впервые использовал греческий историк Геродот. В переводе на русский «демократия» означает «власть народа».

Содержание статьи

Практически данный механизм политического устройства реализуется посредством самых разных схем. Какие можно выделить общие для каждой из них признаки? Что характеризует демократический режим?

Изучим данный вопрос в следующих аспектах:

  • история демократии;
  • способы реализации эффективного народовластия в тех или иных формах;
  • примеры практической реализации принципов народовластия в России.

Рассмотрим их подробнее.

История демократии

Можно сказать, что народовластие — это явление, знакомое человеку с древнейших времен. Так, если говорить об уровне племенных отношений, то вождь соответствующего объединения первобытных людей мог выбираться неким голосованием. Мог он, конечно, взять власть и силой — но в подобном случае недовольные имели право поднять восстание, и это тоже фактически вариант народовластия.

Появление первых государственных демократических институтов можно зафиксировать на примере древнегреческих полисов. Так, достаточно развитая форма народовластия образовалась в Афинах — в 6 веке до н. э. В этом государстве-городе существовал демократический орган власти — экклесия, который формировали граждане-мужчины. Решения принимались ими путем голосования.

В достаточной мере близкими греческому образцу были механизмы организации государственной власти в Древнем Риме. Так, граждане города могли участвовать в принятии политических решений путем голосования на форуме. После упадка Западной Римской империи демократические традиции в Европе на некоторое время уступили позиции феодальным порядкам, при которых значительная часть жителей государств не имели реальных политических прав.

Но уже в 9-11 веках в некоторых частях Европы граждане стали инициировать различные собрания с целью принятия значимых хозяйственных и управленческих решений. В 930 году в Исландии появился, как считается, первый в мире парламент (по крайней мере по многим признакам он соответствовал его современной интерпретации) — альтинг. На Руси, в Новгороде, ключевые решения также принимал народ — на вече.

В Средние века и Новое время демократические институты продолжали совершенствоваться. Этому в значительной степени способствовало развитие политической и философской мысли. Во многих странах Европы полномочия институтов народовластия начали выравниваться с позициями монархической власти.

Демократия в чистом виде — на уровне общенациональной политической системы — впервые была внедрена, можно сказать, революционным путем — в ходе борьбы штатов Америки против Британской метрополии. Победив, они образовали США, в которых на конституционном уровне была утверждена представительная форма правления, ставшая прообразом государственных систем большинства современных развитых стран.

Основные особенности структуры демократической системы, принятой в США: наличие 3 ветвей власти (законодательной — в виде Конгресса, исполнительной — в лице Президента, и судебной). Схожим образом выстроена модель государственного управления в современной России.

Такова история демократии. Рассмотрим теперь то, в каких формах соответствующий механизм политического устройства может быть реализован.

к содержанию ↑

Формы демократии

Есть две основные формы демократии:

  • прямая;
  • представительная.

Изучим их особенности.

Прямая демократия

Форма демократии, принадлежащая к самым исторически ранним, но сохранившая актуальность до сих пор, — прямое изъявление воли народа. Данная схема предполагает, что жители того или иного политического субъекта — страны, региона, города — выражают свою позицию без формирования представительного органа — парламента, Конгресса (как в случае с американской моделью), Госдумы (если говорить о России). Так было в древнегреческих полисах. Так происходит в современной Швейцарии — ключевые законы там принимает население страны методом прямого голосования. Так была утверждена Конституция РФ — ее принял российский народ на референдуме.

Представительная демократия

Есть представительная демократия. Она предполагает, что население страны посредством голосования формирует орган власти, способный выразить его интересы. В современных государствах — на примере парламентов — он чаще всего формируется при участии политических партий.

что характеризует демократический режим

Человек, голосуя за идеологически близкие ему объединения, доверяет представительному органу власти осуществлять управление государством. Парламент — практически всегда законодательный орган, если говорить о его месте в системе разделения властей.

В свою очередь, народ может формировать также и исполнительные государственные органы. В политических системах России и США данный механизм реализован в виде выборов президента. Но в некоторых европейских странах, например в ФРГ, глава исполнительной власти назначается парламентом (который формируется на основе общенародного волеизъявления).

Выборы депутатов законодательного органа или главы государства предполагают наличие политической конкуренции. Это — ключевой критерий современной демократии.

Политическая конкуренция как аспект представительной демократии

Государственный режим в СССР вполне мог считаться представляющим интересы народа. Люди непосредственно участвовали в формировании органов власти — советов. Однако данный механизм не предполагал политической конкуренции. Потому большинство исследователей не рассматривают его как полноценно демократический.

При прямом волеизъявлении народа наблюдается «идеальная» политическая конкуренция: сколько голосов — столько и позиций. В случае с представительной демократией уровень соответствующей соревновательности сводится к сравнительно небольшому количеству субъектов. Обычно это несколько кандидатов в президенты. Что касается партий, участвующих в выборах в парламент, их также обычно не слишком много. Даже в американской модели народовластия их всего две — Республиканская и Демократическая. Но и это создает реальную политическую конкуренцию.

к содержанию ↑

Демократические механизмы в РФ

Итак, мы рассмотрели ключевые признаки демократии и ее основные формы. Изучим теперь, каким образом институты народовластия работают на практике в России. Выделяют несколько уровней их функционирования:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный.

Также в качестве особой формы российской демократии можно отметить референдум.

Федеральный уровень демократии

Высший законодательный орган власти в РФ — Федеральное собрание. Человек, имеющий наибольшие полномочия в исполнительной ветви государственных органов, — Президент. Депутаты нижней палаты Федерального собрания — Госдумы — и глава государства избираются на всенародном голосовании.

что характеризует демократический режим признаки

Специфика данного уровня демократии — в том, что люди, делегируя полномочия соответствующим структурам власти, влияют на законодательное регулирование и приоритеты в исполнении правовых актов в масштабах всей страны.

Отметим, что значимость политической конкуренции, о которой мы сказали выше, на данном уровне особенно велика. Дело в том, что в федеральные органы власти должны назначаться исключительно компетентные люди. Случайно во власть никто попадать не должен. Пусть даже народ, быть может, ошибется в выборе — но учтет это на будущее. Без альтернативных выборов он бы не осознал соответствующей ошибки. Не научился бы переосмысливать политическую действительность.

Среди политических экспертов есть точка зрения, что демократия — это право народа на ошибку. Их делают все, и на них учатся. С точки зрения устойчивости государства подобный опыт граждан — возможность совершать ошибки при формировании федеральных органов власти — очень важен.

Региональный уровень демократии

В странах с федеративным устройством население может участвовать также и в выборах структур политического управления на региональном уровне. Формат федерации удобен тем, что жители определенного субъекта способны лучше понимать локальную специфику, отражающую развитие социума и экономики, и тем самым определять оптимальные хозяйственные и социальные приоритеты. Центр страны зачастую попросту не в курсе подробностей дел, происходящих в отдельных частях государства, и если доверить ему политическое управление полностью, то оно может быть организовано не слишком эффективным образом.

В России региональный уровень демократии реализуется посредством участия граждан в избрании глав субъектов или депутатов законодательно-представительных органов. Как правило, это Государственные советы. Которые, в свою очередь, могут назначать главу субъекта. Регионы самостоятельно определяют тот или иной механизм формирования соответствующих структур власти и закрепляют его на уровне Конституции (в национальных республиках) или Устава (в иного типа субъектах федерации).

Муниципальный уровень демократии

Каждый субъект федерации делится на муниципалитеты: районы, поселения, города. В них формируются местные органы власти. В соответствии с Конституцией России, институты политического управления, создаваемые на этом уровне, отделены от государственных. Получается, что по высшему закону страны местная демократия в РФ обладает очень большим суверенитетом.

Хорошо ли это? С одной стороны, да, поскольку жители города, поселения или района получают возможность выбирать на управленческие должности тех людей, которые, вероятно, разбираются в местных делах даже лучше, чем кандидаты на должность главы региона, не говоря об органах на уровне федерального центра. В этом смысле юридическая независимость муниципальной власти от государственной — это позитивный момент.

С другой стороны, подобный суверенитет может в ряде случаев ослаблять качество управления на местном уровне в силу недостаточных механизмов ответственности должностных лиц: им формально не нужно ни перед кем отчитываться, они по Конституции независимы от государственной власти. И это при том, что бюджеты многих городов, районов и поселений — дотационные, и зависят как раз таки от финансовых поступлений со стороны политического центра.

Референдум

Особая форма демократии в РФ — референдум. Посредством него граждане всей страны (либо отдельного региона или даже города) могут выразить свое отношение к тому или иному политическому вопросу. Например, в 1993 году проводился, как мы отметили выше, референдум, в ходе которого россияне утвердили Конституцию. Формально рассматриваемая форма демократии в РФ не имеет ограничений в аспекте круга вопросов, которые могут выноситься на общенациональное либо проводимое в регионе или городе голосование.