Что делать, если ребенок не хочет учиться

Детское нежелание осваивать новые знания и умения – весьма распространенная причина головной боли родителей. Юные непоседы не хотят тратить свое время на сидение за учебниками, ведь можно посвятить его беззаботным играм и развлечениям. Однако в наш век новых технологий без образования не обойтись. Но как донести до любимого чада эту простую истину? Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Ответить на данные вопросы можно, лишь отыскав причину детского упрямства. Самые распространенные из них нашли отражение в материалах статьи.

Содержание статьи

Завышенные требования и ожидания со стороны взрослых

Некоторые родители стремятся с самого детства навесить своим чадам определенные ярлыки, не считаясь при этом с их желаниями. Так, семья финансистов мечтает вырастить из ребенка великого математика и отдает его в гимназию с соответствующим уклоном. При этом взрослые не берут во внимание тот факт, что малыш научился читать буквально с пленок и при любом удобном случае декламировал стихи, стоя на табуретке. Его неспособность к точным наукам воспринимается исключительно как лень и разгильдяйство. В результате ребенок ходит в школу со слезами и через силу производит математические вычисления, втайне мечтая о писательской карьере.

что делать если ребенок не хочет учиться в школе

Причина нежелания учиться в данном случае очевидна – малыш не в состоянии осилить предложенную школьную программу ввиду гуманитарного склада ума. А поскольку все дети являются ярко выраженными перфекционистами, любой свой промах они воспринимают крайне болезненно. Школьная неуспеваемость очень сильно бьет по самолюбию ребенка, порождая частые истерики и агрессию. Да и вечное недовольство родителей, мнение которых также является очень значимым, провоцирует у чада состояние хронического стресса.

Как же быть в подобной ситуации? В первую очередь нужно перестать винить во всем наследника. Как бы это ни было печально, но причиной возникновения проблемы стали сами взрослые. Во-вторых, необходимо смириться с тем, что в плане знаний и умений ребенок может быть не похожим на своих родителей. И подобное отличие вовсе не является поводом для смущения или беспокойства. Ну и, наконец, нужно подобрать для чада подходящую школу в зависимости от его наклонностей и способностей.

То же самое касается случаев, когда родители требуют от ребенка невозможного, желая вырастить из него великого гения. Отличная успеваемость по всем предметам, высший балл по ЕГЭ и золотая медаль – вот предел мечтаний многих взрослых. В результате они нанимают бесконечных репетиторов, днями и ночами сидят с детьми над уроками, но желания учиться у школьника от этого не прибавляется. Единственный вариант пробудить в ребенке стремление к освоению различных наук – снизить планку и дать ему больше свободы. Ведь даже самые сообразительные и талантливые дети крайне редко становятся гениями, и этот факт просто необходимо признать.

к содержанию ↑

Тотальный родительский контроль

Представьте себе ситуацию: пятиклассник возвращается домой из школы, а на пороге его встречают взрослые с бесчисленными вопросами. «Что ты получил сегодня по математике?» «Как написал контрольную работу?» «Что тебе задали на дом?» Весь этот допрос сопровождается внимательным изучением дневника с последующим требованием незамедлительно сесть за уроки. Каков итог? Ребенок обреченно плетется в свою комнату, попутно проклиная математику и другие школьные дисциплины. Вполне очевидно, что от таких методов воспитания желания учиться у него не прибавится. Присовокупив сюда еще доскональные проверки выполненных уроков и строгие наказания за допущенные ошибки, можно получить совсем безрадостную картину.

В данном случае взрослым не помешает примерить на себя роль собственного отпрыска. Что если бы по возвращении с работы они натыкались на расспросы домочадцев относительно карьерных достижений? А вместо вкусного ужина и просмотра любимой телепередачи им приходилось бы садиться за написание ежемесячного отчета? Любая же оплошность обещает повлечь за собой строгие запреты на общение с друзьями и поедание любимых лакомств. В подобной ситуации каждый человек будет чувствовать себя крайне неуютно. По прошествии некоторого времени он просто возненавидит свою работу, а вместе с ней и назойливых домочадцев.

Так почему ребенок должен вести себя иначе? Если взрослый хотя бы имеет право голоса и может выступить с призывом оставить его в покое, то у чада данной привилегии нет. Ему остается стойко сносить все нападки родителей и тихо проклинать школьные науки. Куда лучшим решением станет предоставление ребенку полной свободы в плане обучения. Почувствовав ослабление контроля, он вздохнет с облегчением и станет ощущать себя более комфортно. Возможно, на радостях наследник ненадолго забудет об учебе и посвятит себя более интересным делам. Но, дабы оправдать доверие родителей, со временем ему придется освоить навыки самостоятельной работы. Ведь кроме него никто не займется подготовкой реферата или решением задач. А выставлять себя на посмешище перед одноклассниками, постоянно получая плохие отметки и выговоры от учителей, школьнику едва ли понравится.

к содержанию ↑

Неумение работать самостоятельно

Нередки случаи, когда ребенок отлично проявляет себя на уроках, но с домашними заданиями дела у него никак не ладятся. Вернувшись из школы, малыш добросовестно приступает к решению задач, но его постоянно что-то отвлекает. СМС-сообщения от друзей, требующий внимания питомец, начавшийся по телевизору мультфильм или мальчишеская потасовка за окном – подобных моментов может быть огромное множество. Зачастую родители принимают подобное поведение чада за нежелание учиться, приписывая ему такие нелестные качества, как лень и необязательность. Между тем истинная причина проблемы лежит на поверхности. Она кроется в элементарном неумении планировать собственное время и настраиваться на работу.

В школе учителя дают детям четкие инструкции, направляя их деятельность в нужное русло. Дома же подобные ориентиры отсутствуют. Но это вовсе не означает, что следует подвергать ребенка тотальному контролю, описанному в предыдущей ситуации. Необходимо научить его планировать свое время таким образом, чтобы его хватало и на работу, и на отдых. Малыш должен не просто ставить перед собой четкие цели и задачи, но и определять сроки их выполнения. Как же добиться данного результата? В ходе доверительной беседы нужно объяснить чаду, что жизнь состоит не только из одних удовольствий. И прежде чем расслабляться, необходимо сначала выполнить определенную работу. Для убедительности можно рассказать историю известного человека, добившегося успеха упорным трудом.

Также важно помнить, что лучшим ориентиром для ребенка является пример его родителей. Важно ежедневно демонстрировать ему свое умение планировать время. Пусть школьник видит, что в 19:00 мама идет готовить ужин, в 20:00 – зовет всех к столу, а в 21:00 садится за просмотр сериала. Глядя на взрослых, ребенок научится чередовать работу и отдых. Нелишним будет составить для чада четкий режим дня с подробным перечислением насущных дел. Главное на этапе обучения самодисциплине – не отказывать ребенку в помощи, даря ему необходимую поддержку и внимание.

к содержанию ↑

Отсутствие заинтересованности

Весьма распространенная картина, когда на одни уроки школьники несутся буквально вприпрыжку, а на другие – плетутся еле-еле. В чем же тут дело? Вероятнее всего, в неумении учителя пробудить интерес к своему предмету. Ведь, как известно, очень многое зависит от способа подачи информации. Однако не стоит ругать чадо за отсутствие желания осваивать ту или иную дисциплину. И уж тем более не нужно ставить под сомнение профессиональные навыки учителя. Лучше самостоятельно попытаться пробудить интерес малыша к предмету.

Если ребенок засыпает буквально на каждом уроке истории, можно продемонстрировать ему увлекательный фильм, события которого будут разворачиваться в изучаемом временном промежутке. Бороться с отсутствием интереса к физике следует посредством проведения увлекательных опытов в домашних условиях. Пробудить же любовь к литературе поможет коллективное чтение захватывающей истории по ролям. В общем, существует масса вариантов подогрева интереса к различным дисциплинам. А чтобы ребенок никогда не сказал, что не хочет учиться, необходимо с самых юных лет развивать в нем любознательность. Тогда он начнет искать занятные факты в самых, казалось бы, скучных темах.

к содержанию ↑

Напряженные отношения с одноклассниками

Даже самый способный и талантливый ребенок может потерять интерес к учебе из-за разногласий со сверстниками. Большинство взрослых получают информацию о школьной жизни чада из просмотров дневника и посещения родительских собраний. Однако зачастую все бывает не так радужно, как может показаться на первый взгляд. Многие подростки умалчивают о своих конфликтах с одноклассниками, боясь резкого вмешательства со стороны родителей. И это вполне оправданно, ведь подобная опека может послужить поводом для очередных насмешек.

Между тем современные дети бывают очень жестоки, и от обидных слов они быстро переходят к решительным действиям. Толчки и подножки, разорванные тетради, испорченные личные вещи – и это лишь малая часть того, на что хватает юношеской фантазии. Вполне очевидно, что даже взрослый ребенок не хочет учиться в такой обстановке, не говоря уже о малышах. Чтобы помочь чаду, необходимо попытаться выведать у него информацию об обстановке в школе. Если сделать этого не удалось, следует наведаться к классному руководителю и вывести его на откровенный разговор.

Получив подтверждение собственных опасений, нужно научить ребенка давать достойный отпор обидчикам. При этом желательно донести до чада простую истину о том, что вовсе не обязательно размахивать кулаками, чтобы доказать свою правоту. Это удел слабых людей. Порой достаточно пары веских фраз, способных кардинально изменить положение вещей. Научившись выходить из сложных ситуаций с высоко поднятой головой, ребенок обретет уверенность в себе и вернет расположение одноклассников. Когда в школе восстановится благоприятный микроклимат, желание учиться вернется само собой. Информация о том, как выявить проблемы в общении у подростков, нашла свое отражение в видеоматериале.

Таким образом, вопреки всеобщему убеждению, отсутствие тяги к знаниям далеко не всегда связано с детской ленью. Зачастую причина проблемы кроется в неправильном поведении взрослых, корректировка которого способна привести к заметным результатам. Немного понимания и участия со стороны родителей будет вполне достаточно, чтобы они вновь смогли гордиться успехами собственного чада.