Что делать, если потерял трудовую книжку?

Согласно отечественному трудовому законодательству, при трудоустройстве гражданин, помимо паспорта, документов об образовании, страхового свидетельства (СНИЛС) и ИНН, обязан предоставить трудовую книжку, которая впоследствии будет храниться у работодателя и будет выдана лишь при увольнении. Трудовая книжка – «особый» документ, сопровождающий гражданина на протяжении всей его жизни. Устроившись на первую работу, работник получает новую трудовую книжку, которая впоследствии переходит от одного работодателя к другому. В ней делаются записи о приеме и увольнении, переводах в организации и переименовании. Но что делать, если потерял трудовую книжку? Как правильно ее восстановить?

Процесс получения новой трудовой книжки работником зависит от того, кем она была утеряна. Если документ пропал по вине самого работника, то все мероприятия по восстановлению книжки придется осуществлять владельцу трудовой. Если же в случае форс-мажорных обстоятельств трудовые книжки, хранящиеся в организации, были уничтожены, то обязанность восстановить документ полностью ложится на работодателя и начальника отдела кадров.

Несомненно, следует упомянуть о том, что если в трудовой книжке всего лишь одна запись с коротким сроком работы, то не стоит и «заморачиваться» с получением нового документа. Работодатель обязан завести новую трудовую книжку при трудоустройстве работника по его письменному заявлению. В заявлении указывается причина отсутствия трудовой, а также просьба об оформлении новой книжки.

Но если в вашем трудовом документе много лет стажа работы в различных организациях, то восстанавливать его нужно обязательно, ведь только трудовой книжкой можно подтвердить работу в тех или иных организациях при оформлении пенсии.

Итак, чтобы получить новую трудовую книжку, работнику следует написать заявление работодателю по последнему месту работы. Максимальный срок, в течение которого работодатель обязан выдать новый трудовой документ, составляет 15 дней.

В трудовой книжке, выданной работодателем, будет всего лишь одна запись, в которой будет указано следующее: общий трудовой стаж, номера документов, подтверждающие стаж работы в различных организациях. При этом в записи не будут указаны периоды работы в той или иной организации, а также должности, на которых трудился работник.

Если трудовая книжка была утеряна работником, то документы, подтверждающие стаж работы, обязан собирать владелец трудовой книжки. Таким образом, нужно будет вспомнить все организации, в которых трудился работник, и обратиться к ним с заявлением о подтверждении стажа работы. При этом нелишним будет запросить справку о переименовании организации. Если же организация уже не существует, то следует обращаться в архивные отделы своего города. Как правило, при ликвидации фирмы или компании документы передаются в архив.

В случае когда речь идет о подтверждении стажа работы во времена существования СССР, работнику нужно обращаться и в архивные отделы, и к «преемникам» организаций. К примеру, если вы работали в 80-е годы в какой-либо школе, то книги приказов по личному составу могут храниться как в отделе образования города, так и в образовательной организации.

В нашей жизни ничто не вечно, и периодически случаются форс-мажоры. Дабы избежать лишней волокиты при восстановлении трудовой книжки, стоит хранить копию этого документа, заверенную руководителем организации, у себя дома.