Чем текст отличается от набора предложений?

Чтобы выразить мысль, необходимо слово. В речи слова образуют единое смысловое целое – предложение. Из предложений состоит любой текст, который можно записать или передать при помощи языковых знаков и символов. Однако не всякий ряд последовательно записанных предложений является текстом.

Содержание статьи

Что такое текст и набор предложений

Текст – смысловое единство предложений, синтаксически и грамматически связанных между собой. Он имеет свою структуру и является логически завершенным высказыванием на определенную тему. Текст может состоять из нескольких предложений или быть представлен таким сложным композиционным целым, как литературное произведение, научный труд, монография.

Набор предложений – это ряд обладающих самостоятельным смысловым значением и не связанных между собой предложений, которые не подчинены определенной теме и не выражают законченной мысли.

к содержанию ↑

Сравнение текста и набора предложений

В чем же разница между текстом и набором предложений?

Любой текст содержит какую-то информацию и реализует замысел говорящего или пишущего человека. Форма текста не ограничивается речевыми стилями и может быть произвольной. Однако в ней обязательными структурными элементами остаются начало, основное содержание и конец.

Набор предложений в информационном плане не имеет смысла. В нем отсутствует логика, не бывает начала и конца, а каждое отдельное предложение воспринимается как автономная речевая единица.

Предложение в тексте – минимальная часть упорядоченного речевого целого. Оно воспринимается как отдельный текстовой фрагмент, локально связанный с другими предложениями в пределах одного абзаца и дистанционно – со всеми частями текста, входящими в его структуру.

отличие текста от набора предложений

Такая связь не прослеживается в наборе предложений, поскольку в нем не может быть определена какая-то конкретная тема и выражена ее идея.

Текст характеризуется членимостью – возможностью деления на относительно самостоятельные текстовые компоненты, например, разделы, главы, абзацы. Их смысл понятен вне контекста, однако полную ясность приобретает только в общем звучании основной мысли, выраженной в полном текстовом варианте.

Набор предложений невозможно разделить на отдельные смысловые части. Смысловое значение имеют только отдельные входящие в него предложения.

Текст как целое является предметом изучения, детального анализа, текстологического исследования. При обычном прочтении он воспринимается в качестве источника необходимой информации или эстетически ценного литературного произведения.

Набор предложений не обладает эстетической ценностью. Анализировать в нем можно только отдельное предложение и его фрагменты. Как правило, ряд таких предложений служит иллюстрацией или подтверждением действующих в языке правил и общих языковых закономерностей.

Читатель соотносит содержание текста с реальными или вымышленными ситуациями, что дает ему право по-своему трактовать идею и основную мысль, выраженные автором.

Набор предложений не имеет идейного и смыслового содержания и не подлежит никакой трактовке.

к содержанию ↑

Отличие текста от набора предложений

  1. Набор предложений не является единым целым в смысловом значении.    Текст представляет собой завершенное смысловое целое.
  2. В наборе предложений не содержится какая-либо обобщенная информация. Главный признак текста – его информативность.
  3. В наборе предложений отсутствует логическая связь. Текст характеризуется связностью и определенной последовательностью изложения основной мысли.
  4. Набор предложений можно разделить только на отдельные предложения. Членимость текста предполагает возможность выделения в нем таких крупных фрагментов, как разделы, главы и абзацы.
  5. При изучении текста производятся многоуровневые текстологические исследования. В наборе предложений анализу подвергается не их совокупность, а каждая отдельная лексико-синтаксическая единица.
  6. Текст может обладать научной, исторической, эстетической ценностью. Ценность набора предложений в том, что он используется в качестве иллюстративного или тренировочного материала при изучении правил, действующих в языке, или закономерностей развития языковых процессов.