Разница между способностями и задатками

Каждый из нас, приходя в этот мир, обладает собственным потенциалом. И того, кто смог развить данные природой задатки и в полном объеме реализовать свои способности, можно назвать состоявшимся, счастливым человеком. Однако не всем понятно, чем отличаются способности от задатков. Попробуем в этом разобраться.

Содержание статьи

Определение

Под способностями подразумевают индивидуальные особенности личности, содействующие достижению успеха в определенном роде деятельности. Способности имеют не физиологическую, а именно психологическую основу. О том, что у человека к чему-то есть способности, можно судить по быстрому овладению конкретным умением и высокому качеству достижений.

Задатки – присущие личности анатомические и физиологические особенности, которые выступают как база для развития способностей. Неверно думать, что из всякого отдельного задатка формируется одна соответствующая способность. Задатки многозначны: каждый из них служит основой для выработки разнообразных способностей. К примеру, имея в качестве задатка абсолютный музыкальный слух, человек может стать композитором, настройщиком инструментов или дирижером.

к содержанию ↑

Сравнение

Из определений понятно, что первичными являются задатки. Но это не означает, что человек, ими обладающий, будет иметь и определенные способности. В чем состоит ключевое отличие способностей от задатков? Если с задатками люди уже рождаются на свет, то способности необходимо целенаправленно развивать, занимаясь соответствующей деятельностью.

Задатки могут быть связаны с особенностями строения тела (весом, ростом и т. д.), работой органов чувств (острота зрения), индивидуальными свойствами нервной системы (уравновешенностью, скоростью реакции, рабочим темпом), функционированием полушарий мозга и прочим.

Задатки проявляются, уже когда человек впервые пробует освоить то или иное занятие. И произойдет ли после этого развитие способностей, во многом зависит от созданных для дальнейшей деятельности условий. Если эти условия благоприятные, то при хороших задатках способности могут развиться очень рано.

Кроме того, решающую роль в формировании способностей играет степень трудолюбия человека и его настойчивости в достижении поставленных целей. Обладающий даже самыми выдающимися задатками не станет талантливым ученым, спортсменом или актером, если не будет проявлять волю и целеустремленность в овладении мастерством. И напротив, посредственные задатки при усиленном труде помогут добиться весьма заметных успехов.