Чем отличается урок от занятия?

Учебный процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога со школьниками, может быть организован по-разному. В частности, проводятся уроки и занятия. Рассмотрим, какая специфика имеется в каждом случае и чем отличается урок от занятия.

Содержание статьи

Общие сведения

При организации деятельности любым из двух способов целью является повысить уровень развития учащихся. В том и другом случае решаются задачи, предусмотренные в образовательной программе. При этом применяются всевозможные методы и приемы. И урок, и занятие направлены на получение определенного результата, достижение прогресса. Однако от общих признаков перейдем к основным отличительным чертам рассматриваемых категорий.

к содержанию ↑

Разница между уроком и занятием

к содержанию ↑

Количество обучающихся

Уроки, на которых дети получают обязательное образование, проводятся для целых классов. Занятия, посвященные игровой, познавательной, туристической и другой деятельности, тоже бывают коллективными. Кроме того, работа здесь организуется в групповой и индивидуальной формах.

к содержанию ↑

Продолжительность

Отличие урока от занятия состоит в том, на какое время они рассчитаны. Так, любой урок в школе длится обычно 45 минут. По его окончании раздается звонок. Этот сигнал о прекращении работы адресован всем присутствующим в классе детям.

Сколько времени будет идти занятие, определяет руководитель. Однако предусмотрена максимальная продолжительность, которую нельзя превышать. При этом некоторые ученики могут быть отпущены раньше или позже остальных. Все зависит от темпа их работы или поставленных задач.

к содержанию ↑

Содержание

Каждой из обсуждаемых организационных форм соответствуют наиболее подходящие виды деятельности. К примеру, именно на уроках вводится новый материал и осуществляется постановка задач. Занятия же способствуют лучшему усвоению изученного и развитию практических навыков. В этом случае часто проводится исследовательская работа.

к содержанию ↑

Структура

Урок всегда четко структурирован. Как правило, он содержит вступительную часть, проверку домашнего задания, изучение материала и его закрепление, заключительный этап с подведением итогов. Лабораторные и контрольные работы проводятся по своей схеме.

Занятия строятся в более свободной форме. В них могут включаться опросы, дискуссии, обсуждение материала. Нередко занятия проходят в виде соревнований или конкурсов, где царит неформальная обстановка.

к содержанию ↑

Роль учителя

На уроке педагог выполняет активную ведущую роль. Он преподносит изучаемый материал, направляет детскую мысль. На занятиях у ребят появляется больше творческой свободы, а учитель занимает позицию консультанта и помощника в разрешении различных ситуаций. Здесь чаще школьники обращаются к педагогу с вопросами, а не наоборот.

к содержанию ↑

Возможность выбора

В чем разница между уроком и занятием с этой точки зрения? В том, что от посещения каких-либо уроков ученики отказываться не вправе. Пропуски могут происходить только по уважительной причине. При этом предоставляется медицинская справка, или родители заранее уведомляют учителя, что ребенок не придет.

В то же время занятия для посещения школьники обычно могут выбирать. В данном случае на первом месте стоят интересы и увлечения детей. Индивидуальный подход проявляется здесь и в том, что учащимся разрешается менять выбранное занятие на другое (отличающееся, например, по тематике, уровню сложности, руководителю). Важно, что такая организационная форма позволяет каждому ребенку работать в соответствии со своими способностями, в наиболее приемлемом для него темпе.

к содержанию ↑

Отметки, домашнее задание

На уроке осуществляется строгий контроль знаний и выставляются отметки. Почти всегда ученики получают задание на дом. В свою очередь, на занятиях не используются отметки. Кроме того, ребята здесь освобождены от выполнения обязательных домашних работ, разве что по желанию школьников учитель может предложить им какое-нибудь интересное творческое задание.