В школах и вузах активно используются учебники и учебные пособия. Что представляют собой те и другие источники знаний?
В чем заключается специфика учебников?
Под учебником принято понимать основной источник знаний в рамках той или иной учебной дисциплины или предмета — в школе, среднем специальном учреждении, вузе. По своей структуре он соответствует правилам и нормам, закрепленным в отраслевых и иных нормативных источниках.
Учебник предназначен для:
- вовлечения учащегося в процесс освоения знаний за счет интересного, систематизированного и комплексного изложения материала автором;
- предоставления учащемуся конкретной информации, необходимой для лучшего освоения материалов на занятии;
- формирования у студента умения анализировать факты, навыков запоминания и систематизации текста.
Учебники классифицируются на несколько основных разновидностей:
- практикумы (издания, позволяющие студентам закреплять знания тем или иным практическим способом);
- хрестоматии (издания, в которых информация по теме изложена очень емко, дополнена различными комментариями, иллюстрациями);
- словари, справочники и энциклопедии (издания, позволяющие студенту знакомиться с различными фактами по изучаемой теме, представленными в широком разнообразии).
Учебники, как правило, содержат большое количество страниц — несколько сотен, иногда выпускаются сериями. Освоение материалов с помощью учебников требует от студентов весьма длительного времени, во многих случаях — также разъяснений со стороны преподавателя по тем или иным формулировкам, приведенным в источнике.
Сведения в учебниках носят в основном теоретический характер. Прикладной аспект темы рассматривается уже на занятиях в учебном заведении.
к содержанию ↑В чем заключается специфика учебных пособий?
Под учебным пособием принято понимать дополняющий учебники или лекционные занятия источник знаний по какой-либо дисциплине или предмету. Структурирован он таким образом, чтобы студент за короткое время имел возможность ознакомиться с ключевыми фактами по теме.
То есть учебное пособие — это источник:
- в котором информация излагается в достаточной мере кратко и емко, часто — тезисами;
- который имеет небольшой размер, например — в несколько десятков страниц;
- который может быть использован в целях самостоятельного освоения той или иной части учебной программы, поскольку формулировки, приведенные в пособии, обычно не требуют дополнительных разъяснений со стороны преподавателя.
Таким образом, учебное пособие — это источник, адаптированный для самостоятельного освоения студентом темы. Но, как правило, небольшой и являющейся только лишь частью более масштабной программы.
Учебные пособия классифицируются:
- на методические;
- на наглядные;
- на конспекты;
- на каталоги;
- на иллюстрированные источники (атласы, схемы).
Каждый из указанных типов учебных пособий позволяет студенту освоить тему определенным способом. Методическое пособие более всего похоже на учебник по структуре и способу изложения информации. Наглядные и иллюстрированные источники содержат полезную визуализацию различных фактов по теме. Конспекты позволяют студенту освоить максимальный объем основных фактов по изучаемой теме, каталоги — найти новые источники знаний по исследуемому направлению.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие учебника от учебного пособия — в предназначении. Первый источник в большинстве случаев является неотъемлемым элементом учебного процесса в аудитории или классе. Второй предназначен преимущественно для самостоятельного освоения студентами знаний. Отсюда — разница в структуре, способе изложения информации в учебниках и учебных пособиях, в масштабах соответствующих источников, в принципах их классификации.
Получается, что учебники и учебные пособия нельзя рассматривать как полностью взаимозаменяемые источники. Первые, безусловно, могут дополняться вторыми, но представить весь объем фактов, отраженных в учебнике и необходимых для освоения студентом темы, в пособии крайне непросто. Более того, информация, получаемая из учебника, как мы отметили выше, в большинстве случаев требует разъяснения квалифицированным преподавателем. Ее также проблематично изложить в относительно небольшом по размеру пособии.
С точки зрения подготовки к экзамену учебное пособие — отличный ресурс для систематизации знаний, в то время как использование в этих же целях учебника может отнять существенно больше времени и усилий у студента. Однако с точки зрения объема знаний, которые можно получить из пособия, крайне маловероятно, что оно заменит необходимые для освоения факты из учебника, а также лекционные материалы. Поэтому готовиться к экзаменам только лишь на основе учебных пособий — непродуктивно.
В свою очередь, использовать в аналогичных целях только лишь учебник также, как правило, недостаточно. Дело в том, что в нем излагаются, во-первых, общие знания, а во-вторых, факты, требующие дополнительного разъяснения преподавателем.
Благодаря внушительному объему учебник может содержать большое количество иллюстраций и иных элементов визуализации материала. В то время как в учебном пособии информация представлена главным образом только текстом, иногда — небольшими таблицами, схемами.
Учебник — часто значительно более фундаментальный труд, требующий наличия у автора большого объема знаний и компетенций. Нередко издательства рассматривают в качестве потенциальных авторов учебников — чтобы заключить с ними контракты — только специалистов с ученой степенью, профессоров. Учебное пособие может издать, в принципе, любой человек, имеющий необходимые знания, — желательно, конечно, чтобы они были получены в вузе. Кроме того, автор должен быть готов представить их в удобном для освоения студентами виде.
Определив, в чем разница между учебником и учебным пособием, отразим выводы в небольшой таблице.
к содержанию ↑Таблица
Учебник | Учебное пособие |
Является источником общих знаний, требующих, как правило, разъяснения преподавателем на лекции или на уроке | Является источником знаний более узкоспециализированных, но представленных в меньшем, чем в учебнике, объеме |
Как правило, непосредственно связан с учебным процессом в образовательном учреждении | Может быть использовано в целях самостоятельного освоения темы студентом |
Имеет большой объем — в несколько сотен страниц | Имеет меньший объем — часто в несколько десятков страниц |
Может быть дополнен большим количеством иллюстраций | Обычно дополняется небольшими таблицами, схемами |
Учебники пишутся кандидатами и докторами наук, профессорами | Может быть написано человеком, в принципе разбирающимся в теме, но желательно — также имеющим высшее образование |