Разница между типографией и полиграфией

У многих людей на постсоветском пространстве типография четко ассоциируется с книгами и периодикой, полиграфия – с рекламными брошюрами, листовками и постерами. Видимо, связано это с размещением выходных данных на последних страницах печатных изданий: типография «Светоч», тираж 5000 экз. – запоминается, особенно если последними бумажными книгами в руках были учебники. А «все виды полиграфической продукции» мозолят глаза во всевозможных рекламных роликах и баннерах.

Содержание статьи

Определения

На самом деле запомнить, чем отличается типография от полиграфии, никакого труда не составляет – не раздумываем же мы о различиях между автобусом и автомобилестроением? Понятия входят в совершенно разные, хоть и взаимосвязанные категории.

Типография – предприятие, которое занимается подготовкой, выпуском и обработкой печатной продукции.

Полиграфия – область промышленности, занимающаяся изготовлением любой печатной продукции, будь то книги, журналы, буклеты, листовки, этикетки или упаковка.

Даже вот такой шедевр – результат выполнения креативного заказа в каком-то центре полиграфии или специализированной типографии.

Иногда «полиграфией» называются виды печатной продукции.

к содержанию ↑

Сравнение

Как видим, искать отличие типографии от полиграфии невозможно ввиду различий в категориях. Часто люди путают понятия «центр полиграфии» и «типография» – оба обозначают предприятия, оказывающие услуги по выпуску печатной продукции.

Типография внутри организации может быть представлена единственным широкоформатным принтером. Конечно, его так никто не называет, но функции печати он успешно выполняет. Типография как отдельное предприятие имеет выраженную структуру, включает отделы допечатной подготовки издания, печати, обработки. В зависимости от масштаба организации, ее технического оснащения и возможностей можно говорить о типах выпускаемой продукции.

В любом центре полиграфии есть своя типография, определяющая технические возможности. Но помимо непосредственно печати, такие организации зачастую выполняют задачи создания макетов и проектов, предлагая клиентам полный спектр услуг. Автономная типография может не иметь в штате специалистов, и тогда заказчик разработкой, к примеру, дизайна занимается самостоятельно.

Обычно типографии – предприятия относительно крупные, поэтому их продукция в основном многотиражная, а небольшие партии буклетов производить на их оборудовании нерентабельно – там используется офсетная печать. Центры полиграфии же имеют возможность оказывать услуги в том числе и цифровой печати, а это означает малые тиражи и даже единичные экземпляры.

Итак, в чем разница между типографией и полиграфией (в значении «организация, оказывающая полиграфические услуги»), понятно. Теперь вы наверняка не пойдете туда, где издают «Вестник РАН», чтобы сделать альбом с выпускного бала, а ради своего сборника стихов не будете мучить фотопринтер соседа.

к содержанию ↑

Таблица

ТипографияПолиграфия
Предприятие, занимающееся подготовкой, выпуском и обработкой печатной продукцииОбласть промышленности, занимающаяся изданием печатной продукции
Может быть структурным подразделением полиграфического предприятияНазвание может употребляться в значении «организация по оказанию полиграфических услуг» (в том числе разработки дизайн-проекта)
Крупные типографии занимаются многотиражной печатью по офсетной технологииВключает и цифровую печать