Чем отличается стратегия ценообразования от распродажи?

Продвижение товаров на рынке может осуществляться посредством таких методов, как стратегия ценообразования и распродажа. В чем особенности каждого из них? Чем отличается стратегия ценообразования от распродажи?

Содержание статьи

Что такое стратегия ценообразования?

Под данным термином принято понимать комплекс мер, принимаемых руководством фирмы (или специализированным ее отделом, который отвечает за продвижение товаров или услуг), которые направлены на обеспечение устойчивости или роста продаж какого-либо продукта. Один из главных признаков, характеризующих стратегию ценообразования, — в достаточной мере длительный период применения соответствующих мер.

Термин, о котором идет речь, допустимо употреблять и во множественном числе. Дело в том, что предприятие может задействовать несколько стратегий ценообразования одновременно — в привязке к конкретному товару, рынку, категории покупателей и т. д.

Современные экономисты выделяют большое количество подходов к выстраиванию стратегии ценообразования. Какие из них следует назвать самыми популярными? К примеру, это могут быть стратегии, предполагающие:

  • максимальное приближение цен к среднерыночным;
  • выставление «скользящих» цен (увеличивающихся или уменьшающихся в зависимости от динамики спроса на товар или услугу);
  • демпинг;
  • сезонную ориентацию цен.

Как только одна стратегия исчерпывает себя и не обеспечивает роста либо стабильности продаж (приоритет первого или второго зависит от многих факторов — например, текущего этапа развития компании, состояния рынка, предпочтений собственников), ее сменяет другая. Как мы отметили выше — фирма может задействовать несколько стратегий одновременно, но каждая из них будет ориентирована на отдельный товар, рынок или, как вариант, категорию покупателей.

к содержанию ↑

Что такое распродажа?

Распродажа — это также одна из возможных мер продвижения товаров на рынке, однако носит она кратковременный, «тактический» характер.

чем отличается стратегия ценообразования от распродажи

Как и стратегия ценообразования, способна применяться в отношении конкретного товара, рынка или категории покупателей. Или же в привязке ко всем трем факторам одновременно. Например, фирма-продавец начнет реализовывать планшеты конкретной марки — Samsung — со скидкой, действующей только на территории Беларуси, которой имеют право воспользоваться исключительно школьники.

Отметим, что распродажа может выражаться не только в установлении скидки на товар. Есть большое количество иных разновидностей данной меры стимулирования торговли. Например, предоставление покупателям возможности купить три товара по цене двух. При этом распродажи бывают как спонтанными (заранее не предугадываемыми клиентами магазинов), так и ориентированными на конкретный период — определенное время года, один или несколько праздничных дней и т. д.

к содержанию ↑

Разница между стратегией ценообразования и распродажей

Главное отличие стратегии ценообразования от распродажи — длительность применения. В остальном они могут быть очень схожими инструментами стимулирования торговли. Например, распродажа бывает разновидностью демпинга или сезонной ориентации цен.

Два рассматриваемых нами метода стимулирования торговли различаются также и по целям. Каким образом?

Главная цель стратегии ценообразования — завоевание компанией новых позиций на рынке, расширение бизнеса и закрепление своей доли в сегменте. В свою очередь, главная цель распродаж — максимальная выручка от реализации конкретного вида товара. Который, как вариант, может быть не раскуплен по стандартной цене.

Длительность применения как главный критерий несхожести двух рассматриваемых маркетинговых инструментов предопределяет и другие различия между стратегией ценообразования и распродажей.

Например, это могут быть различия в ожиданиях покупателей: распродажи, как мы отметили выше, часто являются сюрпризом для клиентов магазина, даже если они ходят в него постоянно. В свою очередь, стратегия ценообразования, как правило, быстро распознается покупателями — они видят, что, например, на конкретные группы товаров цены меняются с определенной периодичностью или же корректируются в зависимости от сезона.

Благодаря большей «прозрачности» стратегии ценообразования клиенты магазина могут заранее готовиться к тому, чтобы купить товар с выгодой в определенное время года или в период действия выгодной цены. Продавец в этом случае не остается внакладе — он, вследствие возрастающей интенсивности продаж, получает больше выручки и только приветствует подобную осведомленность покупателей.

В свою очередь, заблаговременное информирование клиентов о распродажах (если речь не идет о традиционных — организуемых, к примеру, в праздники) не всегда может позитивно сказаться на динамике торговли. Дело в том, что пока распродажи не начались, покупатель, поскольку ему известно о них, скорее всего, не пойдет в магазин — и в результате выручка продавца упадет. Но по причине краткосрочности распродаж в те дни, когда они будут проходить, клиент магазина по каким-либо причинам может не успеть закупиться — например, из-за того, что решит поехать отмечать праздник в другой город, и магазин опять останется без выручки.

Определив, в чем разница между стратегией ценообразования и распродажей, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Сравнительная таблица

Стратегия ценообразования Распродажа
Что общего между ними?
Распродажа — одна из возможных мер стимулирования динамики торговли, применяемых в рамках стратегии ценообразования
В чем разница между ними?
Носит длительный характер Носит краткосрочный характер
Может достаточно легко обнаруживаться покупателями Как правило, заранее не афишируется в среде покупателей
Цель ее применения — увеличение доли продавца на рынке, расширение бизнеса Цель ее применения — максимальное получение выручки от реализации конкретных разновидностей товаров