Чем отличается старообрядческая церковь от православной?

Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

Содержание статьи

Что такое старообрядческая и православная церковь

Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном.

Православная церковь – объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и следующих традициям Православной Церкви.

к содержанию ↑

Сравнение старообрядческой церкви и православной

В чем же разница между старообрядческой церковью и православной?

В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят “Аллилуйя” не дважды, как староверы, а трижды.

отличие старообрядческой церкви от православной

трехперстное крестное знамение

В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус,  а православные – Иисус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Иисус Христос).

Для Святых Даров в православной церкви используется  агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.

Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.

В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.

В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.

Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.

В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий “рожденна, несотворенна”. В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как “рожденна, а несотворенна”. Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: “Бога истинна от Бога истинна” касаемо Отца и Сына.

В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.

Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.

В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.

Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.

Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия – особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

к содержанию ↑

Отличие старообрядческой церкви от православной

  1. В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение и только восьмиконечные кресты. В православной церкви крестное знамение трехперстное, а кроме восьмиконечных есть четырех- и шестиконечные кресты.
  2. Различаются написания имени Христа, некоторых других понятий, а также верхние начертания на восьмиконечном кресте.
  3. Различно произношение Символа Веры.
  4. В старообрядческой церкви принято только унисонное пение, а при чтении широко используются погласицы.
  5. Во время богослужения в старообрядческой церкви приняты земные поклоны, в православной – поясные.
  6. В старообрядчестве для совершения богослужения используется древний Иерусалимский Устав, в православной церкви – Славянский Типикон, созданный на основе Иерусалимского Устава.
  7. В старообрядчестве не читаются акафисты, как это принято в Православной церкви.
  8. Для Евхаристии в старообрядческой церкви не используется агнец.
  9. Различные понятия Великой Агиасмы.
  10. В старообрядческой церкви не служится Пассия.