Любой бизнес стремится иметь больше потребителей и покупателей. В чем особенности тех и других?
Кто такой потребитель?
Под потребителем принято понимать физлицо (реже — юрлицо), которое покупает товары, заказывает услуги или работы — у других граждан, предпринимателей, организаций — на более или менее регулярной основе. В законодательстве большинства стран мира, включая Россию, есть нормы, защищающие права потребителя. Например, в части гарантии на товар, обеспечения его качества, в ряде случаев — приобретения его по справедливой цене.
Потребитель, как правило, приобретает товары, заказывает услуги и работы для личного пользования, для своей семьи либо в подарок для кого-либо, но не для перепродажи. Знание предпочтений потребителя — важнейший фактор успеха предпринимателей, которые поставляют на рынок соответствующие товары, услуги и работы.
Потребитель — это социально-экономическая роль человека. Притом — важнейшая. Потребительский спрос прямо влияет на динамику развития различных отраслей национального хозяйства.
к содержанию ↑Кто такой покупатель?
Под покупателем принято понимать человека или юридическое лицо, которое является стороной сделки, осуществляемой в рамках гражданско-правового законодательства. Предполагается его взаимодействие с продавцами — другими участниками данных сделок.
Покупатель может приобретать товары или пользоваться услугами не только в целях удовлетворения личных потребностей, но также, к примеру, для осуществления предпринимательской деятельности. Он может становиться и продавцом, используя купленные товары или применяя результаты полученных услуг в целях формирования собственных предложений на рынке.
Покупатель — это юридический статус субъекта. Он имеет права, в большинстве случаев представленные в широком спектре и гарантированные законодательно, а также некоторые обязанности. В свою очередь, у продавца не так много прав, но заметно больше обязанностей.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие потребителя от покупателя заключается в том, что первое понятие обозначает социально-экономическую роль человека, а второе — юридический статус, возникающий по причине вступления субъекта в правоотношения.
Отметим, что в большинстве случаев потребитель становится покупателем, поскольку в процессе приобретения товара или услуги он вступает в правоотношения купли-продажи или взаимодействия с поставщиком услуг. Так или иначе, обе категории сделок регулируются законодательством и предполагают появление у каждого из участников данных отношений определенного юридического статуса.
Но не каждого покупателя правомерно считать потребителем, поскольку он может приобретать товары и услуги не для личного пользования, а в целях последующего применения — например, в рамках предпринимательской деятельности.
Определив, в чем разница между потребителем и покупателем, отразим выводы в небольшой таблице.
к содержанию ↑Таблица
Потребитель | Покупатель |
Что общего между ними? | |
Потребитель в большинстве случаев является покупателем | |
В чем разница между ними? | |
В большинстве случаев является физлицом | Может быть как физлицом, так и юрлицом |
Отражает социально-экономическую роль человека, который потребляет товары и услуги, обеспечивая спрос в экономике | Отражает юридический статус гражданина или организации, которые вступают в регулируемые законодательством правоотношения купли-продажи, пользования услугами |
Приобретает товары для себя, семьи, в подарок кому-то | Может приобретать товары в целях последующего использования в предпринимательской деятельности |