Когда происходит обыкновенное чудо и на театральной сцене или телеэкране оживают герои сказок Е. Шварца, мы на какое-то время забываем о возрасте и с детской непосредственностью переживаем все, что происходит с давно полюбившимися персонажами. Режиссерский талант и блестящая игра актеров заставляют нас сочувствовать, тревожиться, радоваться и грустить, наслаждаясь остроумностью реплик и яркостью образов.
Так бывает всегда, если замысел создателей спектакля или фильма созвучен нашим душевным струнам. Но при постановке сказок случается нечто особенное: в них условный мир добра и зла так прост и ясен, что каждый может увидеть сквозь его призму отражение сложных мотивов собственных поступков, определяющих самые важные моменты жизни.
Что же рождает такое ощущение: сама сказка или способ создания сказочного действа?
Любая театральная постановка, ее телевизионная версия, художественный фильм начинаются со сценария, разработанного на сюжетной основе художественного текста. Чаще всего для этого нужна пьеса – созданный для сценического воплощения материал, состоящий из реплик героев, диалогов, монологов и авторских ремарок, позволяющих режиссеру и актерам при любом прочтении следовать основной идее произведения.
Пьеса не является литературным жанром. Это вид театрального текста, предназначенного для творческого осмысления и режиссерской интерпретации. Он состоит из отдельных сцен или картин, представляющих собой логически завершенное действие, но в то же время связанных между собой сюжетом, местом событий и временем их развития.
Пьеса может быть создана не только на основе сказки. «Добрый человек из Сезуана» Бернарда Шоу, «Смех лангусты» Джона Марелла, «Пер Гюнт» Генрика Ибсена – это тоже пьесы, жанр театральной постановки которых сопровождается авторским пояснением: пьеса-парабола, трагикомическая пьеса, драматическая пьеса.
Сказка, в отличие от пьесы, — самостоятельное художественное произведение.
Народная сказка – особый фольклорный жанр, соединивший устойчивую сюжетную форму, образность речи и нравоучительное содержание, присущее любому виду устного коллективного творчества.
Литературная сказка возникла как продолжение фольклорной традиции, но приобрела авторские черты: произвольность сюжета, смешение тем, полифоничность мотивов. Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери – сказочный герой, и его путешествие так же необычно, как приключения Алисы в Стране чудес, однако глубокий философский подтекст произведения выводит эту удивительную сказку за рамки развлекательного вымысла. Каждую фразу в ней воспринимаешь как откровение, каждый сюжетный поворот с новыми действующими лицами – как многомерную аллегорию.
Сказку можно прочитать или услышать в пересказе – и этого достаточно, чтобы узнать все о ее героях. У пьесы другое назначение. Ее тоже можно прочитать, но без игры актеров, театральных декораций, музыкального и хореографического сопровождения она вряд ли произведет на обычного человека, не наделенного режиссерским видением, такое же впечатление, как несколько страниц любимой сказки.
Пьеса становится произведением, когда идет на сцене. Ее надо обыграть, чтобы во всей полноте проявился замысел автора и в полной мере реализовалась его идея.
Со сказкой познакомиться проще: для этого не обязательно идти в театр или ждать показа снятого по ее мотивам фильма. Достаточно открыть книгу – и сказочный мир перед тобой.
Выводы TheDifference.ru
- Пьеса является общим видовым названием произведений драматургии. Сказка – самостоятельный литературный или фольклорный жанр.
- Пьеса становится произведением благодаря трактовке режиссера и игре актеров. Содержание сказки не зависит от способа ее прочтения.
- Сказку можно пересказать, пьесу – сыграть.
- Текст сказки – композиционно завершенное художественное целое. Пьеса, кроме диалогов и монологов действующих лиц, может содержать функциональные авторские ремарки, которые художественным текстом не являются.