Чем отличается пароход от теплохода?

Долгие тысячелетия двумя «двигателями» для морских и речных судов были ветер (парусный флот) и мускульная сила людей (гребной флот) или их совмещение. Естественно, с распространением морских путешествий это перестало устраивать человечество, и попытки найти альтернативные способы передвижения по воде предпринимались не раз. Пробный коммерческий рейс на пароходе был сделан в 1807 году, а изыскания более экономичного и скоростного двигателя продолжились в 19 веке, и первый теплоход появился спустя почти 100 лет – в 1903 году. Чем отличается пароход от теплохода, и почему пароходы (то есть суда, перемещающиеся с помощью парового двигателя) проиграли техническую гонку судам, на которых установлен двигатель внутреннего сгорания?

Содержание статьи

Чем отличается пароход от теплохода

Из истории парохода и теплохода

Первый паровой двигатель создал античный изобретатель и механик Герон Александрийский еще в 1 веке нашей эры. Правда, из-за наличия в то время дарового рабского труда механизм распространения не получил и использовался как игрушка или в качестве экзотики – например, для открывания дверей в храмах, подачи «святой» воды и для некоторых других целей. Со смертью гения изобретение было забыто, а работы по созданию парового двигателя возобновились в Новое время (17 столетие). Весь 18 век предпринимались более-менее удачные попытки по разработке парового двигателя, и, наконец, в 1807 году по американской реке Гудзон прошел первый коммерческий пароход «Клермонт».

Главное отличие парохода от теплохода – в типе двигателя. Паровой двигатель использует энергию давления пара, получаемого при нагревании воды. На теплоходах же применяется двигатель внутреннего сгорания. Почти всегда это дизельный мотор, в котором поршень толкают выхлопные газы, образующиеся в цилиндрах двигателя при сгорании дизельного топлива (солярки).

отличие парохода от теплохода

«Отцом» первого дизельного двигателя в 1897 году стал немец Рудольф Дизель, давший механизму свое имя. Уже в следующем году чертежи приобрел шведский изобретатель Нобель, который в то время жил в Российской империи и занимался разработкой нефтяных месторождений в Баку. И в 1903 году созданные им двигатели устанавливаются на танкер «Вандал» – первый в мире теплоход. Так что первенство в этой области принадлежит нашей стране.

к содержанию ↑

Разница между пароходом и теплоходом

Главная причина, почему теплоход в конце концов выиграл у парохода, – различия в эффективности двигателя. У парового «движка» КПД (коэффициент полезного действия) существенно ниже. Кроме этого обстоятельства, в пользу теплохода играют и следующие преимущества дизельного двигателя:

  • меньший расход топлива, следствием чего являются:
  • большая грузоподъемность;
  • больший запас хода;
  • более высокая надежность двигателя.

Однако, несмотря на явные преимущества теплохода, пароходы не исчезли совсем. Правда, сейчас на их долю приходится мизерная доля речных или морских перевозок, поскольку они в основном используются как «банкетоходы» – для проведения на них корпоративов, юбилеев или других праздников. Старейший пароход России «Н. В. Гоголь» курсирует по реке Северная Двина и приписан к порту города Северодвинска (Архангельская область). По заверению его владельца, «Н. В. Гоголь» тоже является «банкетоходом».

к содержанию ↑

Сравнительная таблица

В компактной таблице подведен итог, в чем разница между пароходом и теплоходом.

Пароход Теплоход
Что собой представляет Водный транспорт, в котором для передвижения применяется машина, использующая силу давления пара, полученного при нагревании воды Водный транспорт, в котором для передвижения применяется дизельный двигатель, использующий силу давления выхлопных газов, образующихся при сгорании дизельного топлива (солярки). Существуют комбинированные суда – дизель-электроходы, у которых дизельный двигатель вращает электромотор, который, в свою очередь, вращает гребной винт
Особенности Экономическая эффективность невысока и сильно уступает эффективности теплохода; имеет большой туристический потенциал у любителей стиля ретро Высокая экономическая эффективность вследствие преимущества дизельного двигателя над паровым