Чем отличается очерк от рассказа?

Литературные жанры, несмотря на обилие характеризующих черт, не имеют строго и четко указанных границ. Творческий процесс даже эти пунктирные линии то игнорирует, а то и самоуверенно стирает. Иной раз определить, чем отличается очерк от рассказа или эссе, практически невозможно: Тургенев свои «Записки охотника» написал больше века назад, а литературоведы до сих пор спорят о жанре. 

Содержание статьи

Рассказ – жанр малой повествовательной прозы, характеризуемый небольшим объемом, ограниченным количеством персонажей и единственной сюжетной линией. Имеет, как правило, строгую композицию.

Литературный очерк считается подвидом рассказа и часто противопоставляется новелле. Характеризуется отсутствием острого конфликта и масштабной описательностью, а также широким спектром используемых изобразительных художественных средств.

С развитием периодической печати появился очерк, называемый газетным. Когда журналы стали трибуной для обсуждения социально-политических вопросов, именно в этой точке смешались художественные и публицистические жанры. Отличие очерка от рассказа в таком контексте проявляется особенно ярко.

Разница между очерком и рассказом

Очерк всегда характеризуется наличием четкого, выраженного авторского отношения к затронутой проблеме или героям. В рассказе же автор подчеркнуто нейтрален, а его личное мнение отражено в деталях посредством выбранных художественных средств.

чем отличается очерк от рассказа

Рассказ как жанр оставляет за автором право на художественный вымысел, даже если в основу сюжета ложится реальная история. Литературный очерк более документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни. Очерк публицистический подразумевает минимум отступлений от фактического материала. Новеллист может пересказывать события со слов третьего лица, очеркист же говорит только о том (или о тех), чему был свидетелем лично.

Композиция и художественного, и публицистического очерков может быть свободной в той мере, в какой позволяет это идея автора. Рассказ же имеет четкую структуру в соответствии с одним из типов. Так, О. Генри в новеллах предпочитал шарнирную (по классификации Веллера), когда определяющее кульминацию событие из текста изымается и раскрывается лишь в финале. Любой очерк носит больше повествовательно-описательный характер, тогда как в рассказе обязательно наличие динамичного сюжета. Художественный очерк может такового вообще не иметь: подобным образом, к примеру, выстраиваются бытописания и нравописания.

Рассказ может охватывать значительный временной период, произвольно прерывать его, включать описания прошлых событий. Для очерка характерно сосредоточение внимания на небольшом временном отрезке. Место действия в рассказе может быть условным или постоянно меняться, следуя сюжету, очерк же локально ограничен.

Некоторые исследователи в процессе определения, в чем разница между очерком и рассказом, ошибочно наделяют образы первого конкретикой, второго – типизацией. Это мнение основано на отношениях жанра с документальной базой. На самом деле типичны как раз образы художественного очерка – в ином случае повествование было бы совершенно не интересным читателю.

В рассказе авторская ставка делается на выраженный конфликт и психологизм, а перегружать сюжет деталями, справками, размышлениями и отступлениями недопустимо. Очерк позволяет писателю в этом отношении разгуляться; публицистический (в зависимости от заявленной темы) содержит элементы масштабного исследования, включает справочную и статистическую информацию, отвечает на вопросы.

Градация литературных жанров весьма условна, и потому разбираться в отличиях очерка и рассказа гораздо приятнее, их читая. Возьмите «Вечер был…» Галины Щербаковой и «Долг» Инны Руденко, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и «Голос большого города» О. Генри – и никаких потемок теории.

к содержанию ↑

Сравнительная таблица

Очерк Рассказ
Жанр на стыке художественной литературы и публицистики Жанр художественной литературы
Основывается на фактическом материале, во многом документален Допускает художественный вымысел
Выраженное авторское отношение к явлению, проблеме или персонажам Нейтральная авторская позиция
Свободная композиция Четкая структура
Отсутствие динамично развивающегося сюжета Острый конфликт, завершенная сюжетная линия
Действие локализовано, описывается короткий временной отрезок Способен охватывать значительный временной период, действие может переноситься
Может содержать справочную и статистическую информацию, большое количество деталей Детализация реализуется на уровне художественного метода

м