Чем отличается образованный человек от необразованного?

Чем отличается образованный человек от необразованного? Казалось бы, ответ на вопрос очевиден – наличием или отсутствием образования. А образование, по мнению многих, заключается в наличии диплома об окончании высшего учебного заведения. Однако различие проходит не по линии «есть/нет университетского диплома», оно несколько глубже. И диплом – лишь формальный признак высшего образования, который, увы, далеко не всегда показывает истинное положение вещей.

Содержание статьи

Что такое высшее образование

Поскольку базовое среднее образование у нас в стране имеют все (за редчайшим исключением), то при определении образованного человека говорят именно о высшем (университетском и приравненном к нему) образовании. Чем же так привлекательны университетские «корочки»? В практическом смысле – тем, что с дипломом (особенно если вуз относится к разряду «престижных») куда проще устроиться на хорошую работу, чем без оного. Конечно, при трудоустройстве большое значение имеет и фактор «связей», однако при прочих равных условиях документ о качественном высшем образовании играет решающую роль.

Определившись в практических, приземленных нюансах вопроса, давайте разберемся, в чем заключается отличие образованного человека от необразованного в плане внутреннего содержания. Не секрет, что высшее образование, полученное в разных университетах, будет различаться по качеству. И строчки в дипломе, одинаковые для выпускников МГУ имени Ломоносова и небольшого провинциального вуза, не отражают этих различий. Почему сложилось такое положение, понятно: в МГУ собран лучший преподавательский состав России, к тому же университет имеет средства для современного технического оснащения учебного процесса, чего многие провинциальные вузы позволить себе не могут. Да и сам статус эмгэушного образования за два с половиной века (даже чуть более) существования университета взлетел на небывалую высоту.

Имеется расхожий афоризм, гласящий, что «настоящее образование начинается после окончания университета». В этом есть значительная доля истины, ведь университетское образование зачастую получено вынужденно, ради документа и сопутствующего ему статуса: мол, зря, что ли, поступал? А самообразование и самосовершенствование после окончания вуза обуславливается личной познавательной активностью. Поэтому и информация, обретенная в результате такой активности, усваивается лучше и запоминается прочнее, чем при обучении в университете. Да и постоянное профессиональное совершенствование – необходимость, без него знания устаревают и конкурентоспособность специалиста на рынке труда существенно снижается.

к содержанию ↑

Разница между образованным и необразованным человеком

Чтобы окончательно разобраться, в чем разница, стоит рассмотреть следующую ситуацию: два человека с одинаковыми способностями, причем один из них имеет качественное высшее образование, другой довольствуется обычным, средним. Помимо очевидных преимуществ первого, а именно: наличие профессии, к тому же в верхнем сегменте «линейки специалистов» (выше идут только обладатели ученых степеней), есть преимущества и неочевидные. Например, человек с высшим образованием всегда обладает более широким кругозором, более глубокими знаниями по специальности и лучше необразованного осознает стоящие перед ним проблемы. На примере это можно пояснить так.

Возьмем технического специалиста с высшим образованием и сравним с выпускником профессионального училища, работающим в той же области. Понятно, что второй будет трудиться на более низком уровне ответственности, обладая знаниями относительно узкого сектора своих непосредственных обязанностей. Если это первоклассный токарь, он не сможет организовать работу большого цеха, не говоря о заводе в целом, какими бы золотыми ни были у него руки. В естественно-научных и гуманитарных профессиях различие не столь контрастно, однако суть проблемы остается такой же.

к содержанию ↑

Сравнительная таблица

В компактной таблице подведен итог, в чем разница между образованным и необразованным человеком.

ОбразованныйНеобразованный
ОбразованиеВысшееСреднее специальное или среднее техническое
Профессиональная деятельностьРабота на высоком уровне ответственности, часто – на руководящих должностях. Видение производственного процесса в целомРабота на более низком уровне ответственности. Если человек «на своем месте», он может стать великолепным специалистом в какой-то узкой области, однако из-за отсутствия специальных знаний не способен осуществлять руководство всеми производственными процессами
Общий кругозорОбычно довольно широк и выходит за пределы непосредственно производственных интересовКак правило, кругозор средний, однако тоже может выходить за пределы производственных интересов. Разумеется, из этого правила бывают исключения