Разница между новацией и инновацией

Формально различие между словами «новация» и «инновация» заключается в добавлении приставки ко второму варианту. Этим обуславливается разница в смысловом содержании двух терминов. Рассмотрим подробней каждое явление и выясним, чем отличается новация от инновации.

Содержание статьи

Определение

Новацией называют нечто уникальное, появившееся недавно и предлагаемое для дальнейшего эффективного применения. Это может быть какого-либо рода изобретенный прибор, устройство, производственная технология, научная разработка, метод и прочее.

Под инновацией понимают процесс введения в употребление новации. Кроме того, этим словом называют сам успешно реализованный продукт, технологию, организационно-управленческий метод.

к содержанию ↑

Сравнение

Оба понятия связаны с появлением чего-то ценного, приводящего к полезным изменениям в какой-либо жизненной сфере: научной, информационной, образовательной, занимающейся обслуживанием населения или другой. А отличие новации от инновации заключается в том, какое место они занимают в данном процессе.

Новация – это первая ступень. Принципиально важным здесь становится сам факт появления предмета или нематериального элемента, не существовавшего ранее. По сравнению со своими аналогами (если они имеются) подобные объекты обладают совершенно иными качествами. К примеру, ставший в свое время новацией мобильный телефон устроен совсем не так, как стационарный, и гораздо более функционален.

Чтобы возникла новация, необходимо приложить много интеллектуальных усилий, и чаще всего требуются денежные затраты. Но с точки зрения рынка созданный предмет является лишь «полуфабрикатом», который впоследствии может стать товаром, обладающим потребительской ценностью. Для получения конечного положительного результата нужно органично включить новацию в повседневную жизнь, то есть превратить ее в инновацию. Пример – внедрение в быт и массовое использование компьютера.

Чтобы лучше понять, в чем разница между новацией и инновацией, следует более подробно рассмотреть некоторые их признаки. Так, новация является предметом, еще недостаточно известным в обществе, и не вызывает потребительский интерес. Когда же произошел инновационный процесс, этот предмет становится узнаваемым и востребованным. Происходит его освоение, перевод в разряд обычных вещей. Инновация всегда приносит заметную выгоду, например, в виде повышения производительности труда, минимизации издержек, улучшения условий жизни.