Чем отличается маркетинг от продаж?

Маркетинг и продажи — понятия очень близкие. Но разница между ними существенна. В чем она заключается? Чем отличается маркетинг от продаж принципиально?

Содержание статьи

Что представляет собой маркетинг?

Под маркетингом понимается весьма емкий процесс, представляющий собой отдельное направление деятельности компетентных специалистов организации или же специализированной фирмы. Его основные цели — следующие:

  • исследование потребительского рынка — на предмет спроса на тот или иной товар или услугу;
  • содействие заинтересованным хозяйствующим субъектам в выпуске имеющих спрос изделий или сервисов;
  • оценка эффективности ценовой политики фирмы по реализуемым на рынке продуктам или сервисам;
  • продвижение соответствующего товара или услуги на рынке как бренда;
  • оценка эффективности организации доставки изделий, предоставления различных сервисов потребителю, обеспечения соблюдения гарантийных обязательств поставщиком.

Основная задача маркетинга — обеспечить конкурентное положение бизнеса на рынке посредством доступных и законных методов, а также при задействовании знаний и умений специалистов, которые компетентны в решении подобных задач. Данная конкурентность достигается в значительной степени за счет выявления пожеланий и ожиданий потребителя. Другое важное направление маркетинга — исследование предложений от конкурирующих бизнесов, изучение сильных и слабых сторон соответствующих продуктов или сервисов.

к содержанию ↑

Что представляют собой продажи?

Продажи — термин, который может соответствовать:

  • направлению деятельности фирмы, которое связано непосредственно с передачей товаров или поставкой сервисов потребителям, а также с получением платы за соответствующую продукцию и услуги;
  • направлению деятельности фирмы, связанному с продвижением товара на рынке, стимулированием покупательской активности (в данном случае речь идет об активных продажах);
  • выработке концепций оптимальной ценовой политики, определения отпускных цен на те или иные товары или услуги, установления скидок, спецпредложений;
  • работе компетентных специалистов фирмы, связанной с формированием ассортимента продукции или услуг, которые поставляются на рынок;
  • направлению деятельности предприятия, связанному с юридическим оформлением правоотношений с потребителями, бухгалтерской и налоговой отчетностью.

Продажи носят главным образом односторонний характер: как правило, речь не идет о получении фирмой какой-либо обратной связи от рынка. Но, безусловно, те сведения, которые необходимы поставщику с точки зрения наилучшего снабжения потребителя, определения цен, ассортимента товаров или услуг, могут запрашиваться в тех или иных источниках на стороне рынка.

к содержанию ↑

Разница между маркетингом и продажами

Главное отличие маркетинга от продаж заключается, прежде всего, в интенсивности задействования каналов обратной связи с рынком. В случае с продажами соответствующие механизмы используются, как мы отметили выше, весьма ограниченно. В свою очередь, коммуникации с рынком при условии получения от различных его субъектов обратной связи — важнейшая составляющая маркетинга.

Работа специалистов по маркетингу достаточно редко связана с такими видами деятельности, как:

  • организация доставки товаров или поставки сервисов потребителям;
  • юридическое оформление правоотношений с потребителями, формирование отчетности;
  • стимулирование потребительского спроса посредством активных переговоров с клиентами, формирования ценовых предложений со скидками, спецпредложениями (однако их определение может осуществляться с учетом рекомендаций маркетологов).

Указанные виды деятельности свойственны, таким образом, продавцам.

В свою очередь, работа продавцов редко связана с некоторыми видами деятельности, которые характеризуют трудовые функции маркетологов. А именно:

  • с исследованием рынка на предмет тех или иных характеристик потребительского спроса;
  • с изучением продуктов и сервисов конкурентов;
  • с оценкой эффективности тех или иных направлений деятельности предприятия, связанных с реализацией товаров и услуг.

Общего между рассматриваемыми понятиями тоже довольно много. К примеру, предметом исследования маркетологов может быть как раз таки эффективность продаж. Кроме того, практические рекомендации специалистов по маркетингу могут внедряться продавцами — как часть обеспечения конкурентного присутствия фирмы на рынке (например, это может касаться установления скидок, спецпредложений, применения тех или иных методов активных продаж).

Определив, в чем разница между маркетингом и продажами, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Сравнительная таблица

ПродажиМаркетинг
Что общего между ними?
Продажи могут быть частью маркетинга в аспекте внедрения тех или иных механизмов обеспечения конкурентного присутствия фирмы на рынке
Эффективность продаж может быть предметом исследования маркетологов
В чем разница между ними?
Включают организацию доставки или поставки товаров либо сервисов потребителямКак правило, предполагает ограниченное участие маркетологов в организации доставки либо поставки товаров и услуг
Включают юридическое оформление правоотношений с потребителем, формирование отчетностиКак правило, не предполагает участие маркетологов в юридическом оформлении правоотношений с потребителем, в формировании отчетности
Обычно включают стимулирование потребительского спроса — скидками, спецпредложениями, активными продажамиНа практике маркетологи могут предлагать продавцам эффективные способы установления скидок, спецпредложений, осуществления активных продаж, но сами, как правило, не участвуют в данных направлениях деятельности
Не предполагают исследования потребительского спросаИсследование потребительского спроса — важнейшая составляющая маркетинга
Не предполагают исследования продуктов и услуг конкурентовКак правило, предполагает исследование продуктов и услуг конкурентов
Как правило, не предполагают проведения оценки эффективности тех или иных видов деятельности фирмы, связанных с реализацией товаров и услугКак правило, включает оценку эффективности различных нюансов реализации фирмой товаров и услуг