Чем отличается канон от акафиста?

Главные произведения церковной гимнографиии – канон и акафист. Каноны писаны святыми отцами, которые по своей духовности стояли и продолжают стоять намного выше обычных мирян. Их произведения отличаются особым богословствованием и проникновенностью, не всегда понятной простому человеку. Однако, “всякое дыхание да хвалит Господа”, и, начиная примерно с VI века, в богослужебной практике появляется традиция читать акафисты – произведения более простые и легкие для восприятия.

Содержание статьи

Что такое канон и акафист

Канон – жанр церковной гимнографии, главное произведение, прославляющее святого или праздник. В нем ветхозаветные события изливаются и отражаются в новозаветных.

Акафист – жанр церковной гимнографии, содержащий похвалы Богу, Богородице, святым и праздникам, начинающиеся словом “Радуйся”.  Он прославляет события новозаветные.

к содержанию ↑

Сравнение канона и акафиста

В чем же разница между каноном и акафистом?

Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.

отличие канона от акафиста

Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.

После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени  после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.

Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются.  Акафисты гласу не подчинены.

Каноны исполняются на протяжении всего года.  Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.

Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия.  Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

к содержанию ↑

Отличие канона от акафиста

  1. Акафист воспевает новозаветные и более поздние церковные события. В каноне ветхозаветные события экстраполируются на новозаветные.
  2. Каноны дня определены Уставом. Акафист для молебна верующие выбирают по своему усмотрению.
  3. Акафист начинается из проимия (вступления), канон имеет обычное начало.
  4. Канон состоит из девяти песен, кондак – из 25 строф, соединенных попарно (кроме 13-го кондака).
  5. Для акафиста характерно возглашение “Радуйся”.
  6. После третьей и шестой песни на каноне провозглашается малая ектения. Строфы акафиста ничем не разделены.
  7. Акафист более прост в построении текста, а потому более легок для восприятия.
  8. По уставу, каноны читаются в церкви ежедневно. Только Акафист Похвале Богородицы обязателен, согласно Типикону. Читается он на службе один раз в год. Остальные читаются на молебнах и используются в домашней молитве.