Чем отличается эпоха Возрождения от эпохи Нового времени?

Эпоха Возрождения и Новое время относятся к наиболее значимым периодам в развитии человечества. Что характеризует их? Чем отличается эпоха Возрождения от эпохи Нового времени?

Содержание статьи

Эпоха Возрождения и эпоха Нового времени: периодизация и предмет сравнения

К эпохе Возрождения принято относить период между началом 14 века и первой половиной 17. Новое время начинается сразу же после нее. Сравнение эпохи Возрождения и эпохи Нового времени может быть осуществлено по разным критериям, но чаще всего исследователи сопоставляют данные периоды развития человечества по основным особенностям философской мысли. Распространение гуманитарных знаний, развитие культуры, экономики и общества в Европе способствовало тому, что именно философская мысль становилась одним из главных признаков того или иного периода развития государств. Поэтому мы будем сопоставлять именно ее особенности применительно к эпохе Возрождения и Нового времени.

к содержанию ↑

Эпоха Возрождения: основные философские идеи

Эпоха Возрождения часто рассматривается как переходный период между Средневековьем и Новым временем с точки зрения подходов ученых и богословов к пониманию роли человека в мире. В философской мысли соответствующего периода развития европейской культуры центральное место принадлежит Богу и человеку. Значительное внимание ученых и мыслителей эпохи Возрождения уделено изучению вопросов сущности человека, его творчества, участия в жизни государства и общества.

В Средние века считалось, что творить дано Богу, и это не является прерогативой человека. В эпоху Возрождения взгляды мыслителей дополнились концепциями, предполагающими рассмотрение также и человека в качестве субъекта творчества. В философских подходах соответствующего периода преобладали идеи о том, что людям должна быть отведена значимая роль в развитии культуры, политики, в совершенствовании инфраструктуры и техники.

В философии эпохи Возрождения важное место занимает аспект эстетики. В Средневековье красота и изящество рассматривались как божественные явления. Считалось, что человек не вправе активно создавать их. Но в эпоху Возрождения взгляды философов и общества дополнились иными концепциями. Человек стал рассматриваться как самоценный субъект красоты и изящества, как носитель высоконравственных принципов.

Таким образом, основой развития общества эпохи Возрождения стало саморазвитие человека, реализация его потенциала — в аспекте науки, техники, организации самоуправления.

к содержанию ↑

Эпоха Нового времени: особенности философских воззрений

К Новому времени принято относить период, начавшийся почти сразу после эпохи Возрождения — с середины 17 века — и продолжавшийся до начала 20 века.

Одним из тех мыслителей эпохи Нового времени, благодаря которым произошла эволюция философских идей в соответствующий период, стал Рене Декарт. Он является автором учения, оказавшего исключительно большое влияние на развитие культуры и общества Европы периода Нового времени. Одна из его самых известных книг — «Рассуждение о методе» — была написана в 1637 году, в самом начале рассматриваемой эпохи.

Философия, по Декарту, должна соответствовать критериям истины, быть обоснованной — даже для критиков и скептиков. «Я мыслю, значит, существую» — фраза, которая принадлежит Декарту. Таким образом, человек эпохи Нового времени — это субъект мыслящий, разумный. Основой его мышления должны быть, как посчитал Декарт, самые элементарные идеи, формирующиеся, как правило, интуитивно и достаточно легко обнаруживающиеся в сознании человека. Затем, на основе простых идей, в процессе дедукции уже могут выводиться более сложные концепции. Которые, в свою очередь, должны быть проверены на практике, с жизненным опытом, экспериментально.

С Новым временем фактически совпадает эпоха Просвещения. Одним из ее главных идеологических течений был рационализм. Вклад в развитие подобных концепций внесли Исаак Ньютон, Джон Локк и другие известные мыслители Нового времени. Человек рассматриваемой эпохи — это субъект не только творчества, но и рациональных принципов. Это человек не постулатов, но разумных доказательств.

Основой развития общества эпохи Нового времени стало совершенствование — благодаря рационализации и стремлению к разумному осмыслению вещей, принципов развития человека. Которое, в свою очередь, также способствовало дальнейшему научно-техническому прогрессу, развитию культуры, появлению новых перспективных идей реализации механизмов самоуправления и политической самоорганизации людей.

к содержанию ↑

Разница между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени

Главное отличие эпохи Возрождения от эпохи Нового времени с точки зрения философской мысли в том, что в первом из рассматриваемых периодов человек признавался субъектом творчества и эстетики, чему он научился у Бога, который является творцом человека. В Новое время творческое и эстетическое начало человека дополнилось рациональным знанием, сущность которого изучил Рене Декарт.

Определив, в чем разница между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени с точки зрения их периодизации, а также особенностей философской мысли, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Сравнительная таблица

Эпоха ВозрожденияЭпоха Нового времени
Соответствует периоду с начала 14-го по первую половину 17 векаСоответствует периоду с середины 17 столетия по начало 20-го
Человек — носитель творческого и эстетического началаЧеловек — носитель также рационального начала
Развитие общества — результат саморазвития человекаРазвитие общества — результат совершенствования подходов к саморазвитию человека посредством его рационального осмысления себя и окружающего мира