Масштабы бизнеса могут быть разными — есть предприятия большие, а есть маленькие. Каковы критерии отнесения фирм к тем и другим?
Что представляет собой большая компания?
Существует множество критериев отнесения компаний к большим или маленьким. Один из самых объективных — определение масштабов бизнеса на основе нормативов, установленных законодательно.
Так, в Федеральном законе № 209, регулирующем развитие малого и среднего бизнеса в РФ, зафиксировано 3 типа фирм — микропредприятия, малые и средние предприятия. Отнесение компании к какому-либо из них осуществляется исходя из объемов ее выручки, а также размера штата.
Безусловно, к «большим» компаниям правомерно будет причислить те, что не относятся к соответствующим типам бизнесов, так как превышают их по объемам выручки и размеру штата.
В Постановлении Правительства РФ № 702, корреспондирующем с ФЗ № 209, а также в самом ФЗ № 209 указано, что к средним предприятиям — самым масштабным из тех трех, что указаны нами выше, — следует относить фирмы:
- имеющие годовую выручку от 800 млн до 2 млрд рублей;
- имеющие штат сотрудников от 101 до 250 человек.
Таким образом, большой компанией, если следовать законодательным критериям, можно считать ту, что имеет выручку более 2 млрд рублей в год и штат, превышающий 250 человек.
к содержанию ↑Что представляет собой маленькая компания?
Аналогично, для того, чтобы определить критерии отнесения компании к маленькой, мы можем обратиться к положениям ФЗ № 209 и Постановления Правительства № 702. Если мы условимся называть «маленькими» именно те компании, что классифицируются как микропредприятия и малые предприятия, то к ним правомерно будет отнести, исходя из положений указанных источников права:
- фирмы, имеющие выручку до 800 млн рублей;
- размер штата до 100 человек.
Как только показатели компании превышают отмеченные значения, она превращается в среднее предприятие, а то и вовсе в крупное — если рост соответствующих показателей происходит в достаточной мере быстро.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие большой компании от маленькой заключается, если следовать критериям, которые закреплены в нормативно-правовых актах РФ, в размере выручки фирмы, а также в величине ее штата.
Безусловно, есть множество иных критериев отнесения организаций к большим или маленьким.
Так, некоторые эксперты считают, что к фирмам первого типа необходимо причислять те, которые вправе претендовать на льготные режимы налогообложения — такие как, например, упрощенная или патентная система. Для больших компаний, если следовать данной точке зрения, свойственна работа в рамках общего режима налогообложения. Но и в этом случае важным критерием выступает выручка фирмы — поскольку предприятие получает возможность работать по УСН или ПСН, только если его доходы не превышают установленные законом пределы.
Есть точка зрения, по которой к маленьким компаниям нужно относить фирмы в такой организационно-правовой форме, как ИП, а также ООО, если соответствующее хозяйственное общество не имеет филиалов. К большим в этом случае правомерно причислять компании, работающие в форме АО, ПАО либо ООО с филиалами. Но реальные показатели выручки и штата компании тоже имеют значение — если они очень скромные, то, вне зависимости от организационно-правовой формы бизнеса, предприятие может не обладать объективными основаниями для отнесения к большим.
Узнав, в чем разница между большой и маленькой компанией, отразим ключевые выводы в компактной таблице.
к содержанию ↑Таблица
Большая компания | Маленькая компания |
В чем разница между ними исходя из положений ФЗ № 209 и Постановления Правительства № 702? | |
Имеет выручку более 2 млрд рублей в год | Имеет выручку до 800 млн рублей в год |
В штате — более 250 сотрудников | В штате — до 100 сотрудников |
В чем разница между ними исходя из иных популярных критериев экспертов? | |
Работает по общей системе налогообложения | Работает по упрощенной или патентной системе налогообложения |
Зарегистрирована как АО, ПАО, ООО с филиалами | Представлена ИП, ООО без филиалов |