Чем отличается активная технология 3D от пассивной?

Существует 2 основные технологии визуализации 3D-изображений на телевизионном экране либо в кинотеатре — активная и пассивная. Что представляет собой каждая из них? Чем отличается активная технология 3D от пассивной?

Содержание статьи

Факты об активной технологии 3D

Основная особенность технологии, о которой идет речь, в том, что при ее задействовании кадры трансляции по очереди передаются на каждую линзу — правую и левую — специальных 3D-очков, что используются для просмотра соответствующего контента на экране телевизора или в кинотеатре. Функционирование модуля активной технологии 3D предполагает наличие на очках дополнительного источника питания — как правило, это небольшая батарейка.

Попеременная передача картинки на правую и левую линзу 3D-очков производится очень быстро, практически незаметно для пользователя. Данная технология позволяет формировать исключительно качественное, реалистичное трехмерное изображение — при условии, конечно, что воспроизводимый на экране контент выполнен на соответствующем уровне, высокопрофессионально. Глаз человека воспринимает 3D-картинку, сформированную с помощью «активных» очков, в том же разрешении, в котором она воспроизводится на экране.

Трансляции, просматриваемые с помощью данных девайсов, воспринимаются зрителем в целом одинаково комфортно вне зависимости от того, под каким углом к экрану он сидит.

Подобная 3D-технология вместе с тем имеет ряд недостатков. В числе самых явных — затемнение изображения. Кроме того, из-за того, что картинки отображаются на линзах очков попеременно, каждый глаз человека видит кадры, воспроизводимые со скоростью вдвое меньше той, что фактически задается в транслируемом потоке. Например — 30 кадров в секунду вместо 60. Это может затруднить восприятие зрителем замедленных или, наоборот, динамичных сцен в фильме — поскольку в первых однотипные кадры плавно сменяют друг друга, а во вторых быстрое перемещение одних объектов относительно других должно быть как можно более естественным.

Еще один нюанс пользования «активными» очками, который некоторые специалисты склонны относить к недостаткам, — необходимость периодической замены батарейки, позволяющей устройству работать. При этом динамика ее расходования на разных очках может заметно различаться, даже если они технологически идентичны и используется примерно одинаковое время для просмотра одних и тех же фильмов.

к содержанию ↑

Факты о пассивной технологии 3D

Пассивная технология предполагает задействование 3D-очков, которые не оснащены модулем попеременного выведения картинки на линзу и не нуждаются в инсталляции батарейки. Трансляция с экрана, таким образом, просматривается сквозь обе линзы одновременно. При этом каждый глаз видит разный тип картинки. Но человек воспринимает их как одно трехмерное изображение.

«Пассивные» 3D-очки бывают двух основных типов — анаглифные и поляризационные. Устройства первого типа имеют линзы разного цвета (как правило, синего и красного), которые разделяют видеопоток на кадры, окрашенные в соответствующие оттенки. При задействовании таких очков человек может наблюдать самые простые по структуре 3D-изображения, однако при условии задействования высоких технологий в подготовке контента качество соответствующих картинок может быть в достаточной мере высоким.

Поляризационные очки работают по другому принципу: на правый и левый глаз подаются изображения, отличающиеся друг от друга по поляризационной ориентации. Например, она может быть горизонтальной для правого глаза и вертикальной для левого.

Использование обоих типов «пассивных» очков будет наиболее комфортным для зрителя, если он сядет как можно ближе к центру экрана. Желательно также, чтобы пользователь активно не наклонял голову во время просмотра трансляции.

Качество потока, воспроизводимого с помощью «пассивных» очков, как правило, заметно уступает тому, что характеризует работу «активных» устройств. Кроме того, человек, использующий анаглифные или поляризационные девайсы, фактически просматривает изображение меньшего разрешения, чем то, что воспроизводится на экране.

Вместе с тем «пассивные» очки меньше затемняют картинки, чем «активные». Еще одно преимущество девайсов соответствующего типа — они предполагают просмотр трансляции с оригинальной скоростью воспроизведения кадров. Если, например, таковых показывается 60 в секунду, то глаз человека увидит каждый из них. Это будет способствовать более комфортному восприятию замедленных сцен, равно как и динамичных.

к содержанию ↑

Разница между активной и пассивной технологией 3D

Главное отличие активной технологии 3D от пассивной в том, что 3D-очки, поддерживающие первую технологию, содержат аппаратный модуль для попеременного выведения картинок или кадров, являющихся элементами 3D-контента, на правую и левую линзы. Данная возможность позволяет осуществлять 3D-трансляцию, характеризующуюся отличным качеством и высоким (по крайней мере, соответствующим тому, что предусмотрено в структуре мультимедийного потока) разрешением.

В свою очередь, пассивные 3D-очки не содержат подобных модулей. Трехмерный эффект при их использовании достигается за счет фильтрации картинок по цвету или поляризационной ориентации с последующим разделением их на отдельные потоки для правой и левой линз — для того, чтобы человеческий глаз объединил их затем в 3D-картинку. Качество воспроизведения трехмерного мультимедийного потока при применении «пассивных» очков обычно заметно ниже.

Важно, чтобы воспроизводимый контент позволял задействовать все преимущества «активной» технологии. Если он будет иметь в достаточной мере простую структуру и будет рассчитан на просмотр с помощью «пассивных» очков, то использование «активных» очков не повысит заметно качество картинки, которую видит человек. В свою очередь, выполненный опытными профессионалами технологичный контент даже при его просмотре с помощью простейших анаглифных пассивных очков может выглядеть очень эффектно.

Следует отметить, что стоимость контента, адаптированного главным образом для «активных» очков, будет заметно выше трансляции, рассчитанной на просмотр с помощью «пассивных» девайсов. Аналогично устройства первого типа стоят заметно дороже вторых. К тому же их нужно оснащать батарейками — желательно «брендовыми», имеющими длительный срок службы.

Рассмотрев, в чем разница между активной и пассивной технологией 3D, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

Активная технология 3DПассивная технология 3D
Предполагает использование 3D-очков, оснащенных модулем попеременной подачи картинки на правую и левую линзуПредполагает применение анаглифных или поляризационных 3D-очков, которые не содержат дополнительных аппаратных модулей
Такие 3D-очки требуют установки батарейкиИспользуемые 3D-очки не требуют установки батарейки
Предполагает выведение двух разнотипных групп кадров транслируемого потока на правую и левую линзу, которые объединяются затем человеческим глазом в 3D-картинкуПредполагает разделение транслируемого потока с помощью двух линз на 2 типа изображений, отличающихся по цвету (чаще всего используются красные и синие оттенки) либо по поляризационным свойствам, которые затем объединяются человеческим глазом в 3D-картинку
Уменьшают скорость воспроизведения кадров вдвоеНе меняют скорости воспроизведения кадров
Отображают картинку для зрителя в оригинальном разрешенииОтображают картинку для зрителя в разрешении меньшем, чем то, что предусмотрено структурой потока
Позволяют просматривать экран под разным углом с одинаковым комфортомДля просмотра трансляции с наибольшим комфортом зритель должен сидеть по центру экрана