Чем греческие боги-олимпийцы отличаются от людей?

Не потому ли интерес к древнегреческой мифологии настолько устойчив, что в ней, как в зеркале, отразилось идеализированное представление наших предков о мироздании, в котором все упорядочено, совершенно и подчинено только судьбе и воле богов, созданных по человеческому образу и подобию? В античной культуре человеческое и божественное – две стороны бытия, объединяющего людей и богов в нерасторжимое целое.

Содержание статьи

Кто такие боги-олимпийцы и люди?

Люди – обобщенное понятие, содержание которого сконцентрировано не на индивидуальных чертах отдельной личности, а на способности человеческого сообщества к созидательным действиям, самоорганизации, согласованной мыслительной деятельности и коллективному творчеству. При любом общественном укладе у людей, объединенных в этнические группы, формируются относительно устойчивые представления об устройстве мира и законах бытия, проявляющиеся в культах и обрядах, языческой символике, мифах или религиозных учениях. На основе этих представлений складываются культурные традиции, верования, религии и политические системы.

Боги-олимпийцы – образное воплощение древнейших архетипов, возникших в процессе многовекового коллективного мифотворчества. В древнегреческих мифах они восстали против коварного бога Кроноса, могущественного властителя мира, и титанов, сбросив их со священной горы Олимп в бездонные глубины Тартара. Зевс-Громовержец, сын Кроноса и Реи, бог водной стихии Посейдон и Аид, которому принадлежало подземное царство мертвых, возглавили древнегреческий пантеон, объединивший многочисленных богов, которые покровительствовали ремеслам, земледелию, торговле, искусствам и мореплаванию. В их честь возводились храмы и святилища, а Олимп считался обителью двенадцати наиболее могущественных представителей божественной династии. В их число входили Гера, супруга Зевса и покровительница семьи, богиня мудрости Афина, богиня плодородия Деметра, вестник богов Гермес, бог огня и кузнечного ремесла Гефест, богиня охоты Артемида, грозный бог войны Арес, прекрасные Аполлон и Афродита, наделенные властью над красотой, гармонией и светом.

отличие богов-олимпийцев от людей

Зевс-громовержец

к содержанию ↑

Сравнение богов-олимпийцев и людей

В чем же разница между богами-олимпийцами и людьми?

В античной мифологии обитатели Олимпа наделены многими человеческими чертами. Они имеют собственные пристрастия, способны испытывать чувство страсти, ненавидеть и завидовать, умеют веселиться, приходят в ярость, плетут интриги, хитрят и  нарушают запреты.

Любвеобильный Зевс похищает красавицу Европу, соблазняет Каллисто и Леду, хитростью добивается взаимности от Ио. Гера жестоко преследует соперниц и страдает от ревности, как обычная земная женщина. Гермес, едва появившись на свет, похищает стадо коров у Аполлона, а созданная Гефестом из глины и воды Пандора, не удержавшись от любопытства, выпускает из ларца раздор и связанные с ним беды, с которыми не в силах справиться даже могущественные боги.

Однако, при всем сходстве с людьми, они остаются богами, потому что наделены тремя главными отличиями, составляющими их божественную суть: бессмертием, силой абсолютного знания и властью над человеческими судьбами.

Бессмертие богов – главный мотив не только древнегреческих мифов. Он присутствует в языческих верованиях, мифологии и религиях разных народов и никогда не подвергается сомнению.

Представление о знании как привилегии богов, вероятнее всего, заимствовано древними греками у  фракийцев, шумеров и лидийцев. Впрочем, не только у этих племен тайными знаниями, касающимися некоторых ремесел и культовых обрядов, владели только жрецы и шаманы. Они проходили долгий путь обучения, а право стать служителем культа оплачивали оскоплением или другим увечьем, ограничивавшим возможность передачи сакральных знаний собственным детям или представителям других племен. К примеру, тем, кто владел секретами кузнечного дела, подрезали сухожилия на ногах, практически лишая возможности передвигаться.

Бога огня Гефеста часто называют еще и богом-кузнецом: он ковал стрелы для Зевса, знал, как управлять огнем, но при этом был хромым и не мог спуститься с Олимпа без посторонней помощи. Известно, как поплатился Прометей за то, что выведал у Гефеста секрет обработки металла при помощи огня и открыл его простым смертным.

Особо почитаемым богом-олимпийцем у древних греков был Дионис – бог виноделия и плодоносящей земли. Вино, наравне с нектаром, считалось божественным напитком, дающим бессмертие, и секреты его производства, хорошо известные людям, связывали с этим мифическим образом. Дионису приносили богатые жертвы, в его честь устраивали пышные празднества – дионисии, с хорами, танцами и театральными действами в священной роще Академа.

Абсолютное знание давало богам власть над людьми и силами природы. Люди отождествляли свою судьбу с волей небожителей и стремились задобрить тех богов, от которых, по их мнению, зависели благополучие, здоровье и продолжительность жизни.

Боги-олимпийцы в античных мифах редко обращали внимание на человеческое страдание и мольбы о помощи. Они не отличались высокой духовностью и не выступали в качестве высшего нравственного начала, но олицетворяли собой могучую жизненную силу, определявшую порядок земного бытия.

к содержанию ↑

Отличие богов-олимпийцев от людей

  1. Жизнь людей реальна: она протекает в определенных временных рамках и связана с конкретной средой обитания.
  2. Мифические боги-олимпийцы – вымысел, отражающий представления древних греков о мироздании. Их возникновение связано с античной эпохой и имеет размытые временные границы.
  3. Люди смертны и, в представлении древних, зависимы от судьбы.
  4. В древнегреческой мифологии боги наделены бессмертием, хотя их судьбы, как и жизнь людей, заранее предопределены.
  5. Люди приобретают знания благодаря собственным усилиям и опыту предшествующих поколений.
  6. Боги-олимпийцы обладают скрытым от людей абсолютным знанием, которое позволяет им управлять человеческими судьбами.
  7. Люди способны мыслить, творить, создавать словесные образы.
  8. Боги, обитающие на мифическом Олимпе, – только образы, рожденные человеческой фантазией.